Безопасность водителей и пешеходов – это широкий комплекс правил поведения, которые обеспечивают защиту здоровья и жизни людей, сохранность транспортных средств и грузов, снижение аварийности и потенциально опасных ситуаций. Зоны возможного контакта пешеходов и транспорта всегда потенциально опасны, поэтому знание и соблюдение правил безопасности требуется от всех участников дорожного движения.

Основные правила безопасности дорожного движения отражены в ПДД, последняя редакция которых утверждена Постановлением Правительства РФ №1090 в 2020 году. Согласно этому документу и пешеходы, и водители:

  • являются участниками дорожного движения, обязаны знать и соблюдать ПДД, требования дорожной разметки и придорожных знаков, а также сигналы светофоров и регулировщиков;
  • обязаны выполнять требования ПДД по соблюдению скоростного режима и пересечению проезжей части, движению по дорогам и вдоль транспортных магистралей.

Однако это только общие требования, которые имеют ряд специфических уточнений в зависимости от конкретной дорожной ситуации и особенностей участка дороги. Особо много внимания в правилах уделено поведению пешеходов.

фото 1

Правила безопасности на дорогах с регулируемым движением

На городских улицах и оборудованных светофорами шоссе пешеходы обязаны:

  • перемещаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам проезжей части;
  • пересекать проезжую часть по оборудованным пешеходным переходам со светофорами, либо на регулируемых и обозначенных дорожными знаками перекрестках (в том числе – по диагонали, между противоположными углами перекрестка при наличии разметки);
  • избегать остановки, прохождения или пересечения дороги в зоне движущихся авто, гаражных и автостояночных выездов;
  • соблюдать сигналы светофора или регулировщика ГИБДД.

Кроме того, пешеходам разрешено пересекать регулируемые участки дороги с двусторонним движением, где есть разметка островков безопасности или без разделительной разметки и ограждений, но только тогда, когда трасса хорошо просматривается в обе стороны.

При нерегулируемом движении

Нерегулируемые участки проезжей части, перекрестки и пешеходные переходы – зона повышенной опасности, где требуется особое внимание и осторожность со стороны как водителей, так и пешеходов. От автомобилистов в таких зонах требуется снижение скорости, готовность к экстренному торможению на «зебрах» и четкое соблюдение правил световой сигнализации при маневрах.

Пешеходы должны обязательно:

  • пересекать дорогу на оборудованных пешеходных переходах и перекрестках, либо кратчайшей траектории в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны;
  • перед выходом на проезжую часть изучить дорожную обстановку и оценить степень безопасной дистанции до ближайшего транспортного средства;
  • переходить дорогу быстрым шагом, но не бегом, и так, чтобы водители на трассе хорошо видели момент начала перехода;
  • останавливаться на разделительной полосе или оборудованных островках безопасности при активном транспортном трафике.

Даже в местах, где оборудованные пешеходные переходы отсутствуют, но есть пешеходный трафик, водителям рекомендуется обязательно снижать скорость и пропускать пешеходов вперед. Главная же задача пешехода на нерегулируемой дороге – не создавать помех движущемуся транспорту и угроз аварийной ситуации (экстренное торможение или вынужденные маневры). Если есть минимальный риск столкновения (плохой обзор, наличие препятствий на шоссе), то переход следует отложить и поискать более безопасное место.

Важно! Пешеходы, пересекающие проезжую часть вне пешеходного перехода или на нерегулируемом перекрестке, не имеют приоритета перед движущимися автомобилями. Поэтому им необходимо быть особенно внимательными и осторожными. Единственное исключение: пешеход имеет приоритет перед выезжающим с перекрестка и поворачивающим вправо/влево автомобилем, когда пересекает дорогу по линии обочины или тротуара.

В сельской местности

Дороги в сельской местности отличаются менее интенсивным трафиком, а следовательно, менее опасны для пешеходов и водителей. С другой стороны, на загородных и полевых трассах обычно нет тротуаров и разметки, не всегда хорошая видимость (особенно, в вечернее время), а водители более расслаблены, реже соблюдают скоростной режим и практически не пользуются сигналами поворотов, что создает дополнительную аварийную опасность.

Пешеходы, перемещающиеся вдоль дороги в сельской местности или за пределами населенных пунктов, должны:

  • двигаться в один ряд по обочине навстречу идущему транспорту (едущие велосипедисты, инвалидные коляски и мопеды – по ходу движения транспорта);
  • обходить стороной выезды на трассу и пересекать и предельно осторожно;
  • не выходить на проезжую часть и держаться подальше от движущихся авто;
  • пересекать проезжую часть в местах, где видимость трассы в обе стороны максимально открыта;
  • при движении по трассе или пересечении дороги в темное время суток иметь при себе светоотражающие элементы на одежде и вещах.

Важно! Дети должны перемещаться по шоссе и дорогам в сельской местности только в сопровождении взрослых и только в дневное время.

На ЖД путях

Вблизи железнодорожных путей пешеходы должны также вести себя предельно внимательно и осторожно:

  • двигаться вдоль железнодорожных путей следует на расстоянии не менее 5 метров от ближнего рельса;
  • переходить ж/д пути следует только в установленных местах (желательно – по подземным и надземным переходам);
  • при отсутствии оборудованных переходов можно переходить пути там, где есть хорошая видимость в обе стороны на большом расстоянии (не менее 400 м);
  • перебегать пути перед идущим поездом или при включенном красном сигнале семафора (вне зависимости от положения шлагбаума) категорически запрещено;
  • нельзя ходить по путям на станциях и ж/д перегонах (нахождение на ж/д платформе – не ближе 2 м от края);
  • нельзя выходить на междупутье из-за стоящего поезда во избежание столкновения со встречным локомотивом;
  • нельзя пролезать под вагонами стоящего поезда;
  • не следует переходить пути до полной остановки состава.

Важно! Детям запрещено нахождение вблизи ж/д путей без сопровождения взрослых. Двигаться вдоль путей или пересекать пути малыши могут только под присмотром – детей необходимо переносить на руках или переводить за руку.

Во дворах и на придомовой территории

Жилая зона дворов только на первый взгляд безопасна для движения автомобилей и пешеходов. Во дворах часто ограничена видимость и существует оживленный пешеходный трафик, на улице играют дети. Поэтому всем участникам дорожного движения необходимо быть осторожными (особенно – в вечернее время суток) и соблюдать обязательные требования безопасности.

Водители должны:

  • двигаться на минимальной скорости (не выше 20 км/час), со включенными фарами, и постоянно быть готовыми резко затормозить;
  • уступать дорогу пешеходам и велосипедистам (они имеют приоритет);
  • выезжать из дворов осторожно, уступая дорогу движущимся по дороге автомобилям;
  • уступать дорогу пешеходам, велосипедистам и движущимся по прилегающим территориям автомобилям при съезде с дороги.

Важно! Сквозное движение транспорта на придомовых территориях, уроки учебного вождения, стоянка с включенным двигателем (кроме посадки и высадки пассажиров до 5 минут), заезд и стоянка грузовиков (кроме служебного транспорта) – запрещены! 

фото 2

Безопасность для велосипедистов

Велосипеды, скутеры и мопеды считаются транспортными средствами, а их владельцы – полноправными участниками дорожного движения. Поэтому они также, как водители автомобилей и пешеходы обязаны соблюдать ПДД и правила безопасности на дорогах и улицах:

  • управлять велосипедом при движении по автомобильным дорогам можно с 14 лет, мопедом – с 16 лет;
  • двигаться на велосипеде/мопеде можно по крайней правой полосе дороги или по правой обочине (если нет помехи пешеходам);
  • перевозить на велосипеде и мопеде можно грузы, которые по габаритам не выступают более, чем на 0.5 метра, и не мешают управлять транспортным средством;
  • детей старше 7 лет можно перевозить на дополнительном сиденье с подножками;

Помните! Если рядом с дорогой есть оборудованная велосипедная дорожка, то велосипедисты обязаны перемещаться только по ней.

  1. Насколько опасна стоянка грузового транспорта во дворах и придомовых территориях?

Согласно правилам парковки, грузовые автомобили категории С массой более 3500 кг парковаться во дворах могут только на специально оборудованных для этого площадках (разметка) или при выполнении строительно-ремонтных работ (коммунальные и специальные городские службы). Допускается также временная остановка грузовика во дворе при посадке-высадке пассажиров или погрузке-выгрузке грузов.

  1. Каковы требования безопасности при въезде/выезде и сквозном проезде жилых зон и дворовых территорий на автомобиле?

Согласно специальным требованиям ПДД, жилые придомовые зоны и дворы многоэтажных городских домов являются приоритетной зоной «обитания» пешеходов. Поэтому свобода передвижения транспортных средств ограничена: при въезде на дворовую территорию и выезде с нее, авто должно уступить дорогу пешеходам/велосипедистам и не создавать им препятствий, вне зависимости от направления их движения. Сквозной проезд транспортных средств во дворах запрещен, однако автомобиль имеет право въехать во двор, совершить краткую остановку и продолжить движение.

  1. Каковы правила безопасности для пешеходов в жилой зоне?

Дворовые территории по ПДД – это зоны приоритетного движения пешеходов: люди в жилых зонах могут перемещаться пешком как по тротуарам, там и по проезжей части. Водитель при любых условиях должен дорогу уступать и не создавать препятствий для перемещения пешеходов. В то же время, пешеходы также не должны создавать искусственных препятствий автомобилистам и специальным автомобилям (МЧС, полиция, Скорая помощь).

  1. В каких случаях пешеходы имеют приоритет на дороге в время автомобильного движения?

Проезжая часть городских улиц и междугородных транспортных магистралей является зоной приоритета транспортных средств, и пешеходам на проезжей части следует строго соблюдать ПДД и помнить об ограничениях. Приоритетом они пользуются только при пересечении дороги в специально отведенных для этого местах – на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, а также оборудованных разметкой или заграждениями островках безопасности. Кроме того, автомобилисты должны уступать пешеходам дорогу при выезде на нерегулируемый перекресток и повороте налево/направо, а также во дворах и на придомовых территориях.

фото 3

В заключении отметим, что вышеперечисленные правила безопасного поведения на городских улицах, автомобильных трассах с регулируемыми и нерегулируемыми перекрестками, дорогах в сельской местности и ж/д переездах – это основа общей безопасности дорожного движения, от соблюдения которой будет зависеть безопасность людей и транспортных средств.

Несоблюдение этих правил не только чревато серьезными штрафами от сотрудников ГИБДД, но также увеличивает риски ДТП и несет угрозу здоровья и жизни людей.