Факторы влияющие на безопасность дорожного движения

обновлено: 13 октябрь 2022 23:37 Автор:  

На безопасность дорожного движения серьезно влияет ряд условий, которые возникают на автомобильной трассе в каждый момент времени. Их традиционно принято разделять на две категории – состояние дорожных покрытий и «человеческий» фактор.

фото 1

Факторы, зависящие от человека

Поведение водителя за рулем, его опыт, скорость реакции и способность оценивать и прогнозировать дорожную обстановку, читать знаки и разметку, мгновенно принимать правильное решение – это важные условия обеспечения БДД, так как машиной управляет человек.

Возраст и пол

Физические параметры водителя имеют существенное влияние на риск возникновения ДТП:

  • Обычно слишком молодые и слишком возрастные водители больше рискуют оказаться участниками аварии. Однако чаще рискуют именно молодые водители-мужчины.
  • Мужчины водят жестче женщин и чаще рискуют за рулем, но быстрее женщин реагируют на опасные дорожные ситуации. В то же время, они более самоуверенны, а потому чаще создают ДТП.
  • Женщины строже соблюдают правила дорожного движения, но слишком осторожничают и недооценивают свои возможности, а потому не застрахованы от сложных ситуаций. Молодые женщины реже попадают в аварии, чем возрастные.

Чаще всего (в три раза чаще) участниками ДТП становятся водители в возрасте до 20 лет и старше 75 лет. Реже попадают в аварии автомобилисты в возрасте 25-70 лет. Причем, молодые водители обеих полов попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за недостатка опыта, переоценки своих сил и манеры вождения (поведенческие причины), а у пожилых и опытных автовладельцев частота дорожных происшествий связана с физиологией организма.

Опыт вождения

Чем дольше автолюбитель водит машину, тем раскованнее чувствует себя за рулем и реже попадает в ДТП. Однако зависимость - не линейная.

  • Самый опасный период – первый год вождения (нехватка опыта).
  • Второй опасный период – 5-7 лет вождения (появление автоматических реакций и снижение внимания, недооценка ситуации и переоценка собственных сил).
  • Третий период – 10-12 лет (переоценка собственных сил и утеря концентрации).

С этой тенденцией бороться сложно, так как здесь факторы риска срабатывают индивидуально. Общие рекомендации для всех автолюбителей: повышение опыта и навыков вождения, тренировки по концентрации внимания и скорости реагирования, изучение наиболее опасных ситуаций на дорогах и информирование о наиболее аварийноопасных участках на трассах.

фото 2

Состояние водителя

Физическое состояние и самочувствие водителей – это важное условие для безопасности на дорогах. Здесь следует выделить несколько рискованных состояний, которые увеличивают угрозу ДТП:

  • Утомление – состояние водителя при длительном тяжелом труде, что снижает трудоспособность и концентрацию внимания (2-3 лишних часа за рулем). Устранить утомление помогает длительный глубокий сон.
  • Усталость – состояние заторможенности, возникающее при длительной и монотонной работе и ведущее к снижению тонуса и появлению сонливости.
  • Алкогольное и наркотическое опьянение (небольшие дозы) – прогрессирующее торможение физических реакций и ухудшение психологического состояния под воздействием спиртных напитков или наркотиков. Теряется концентрация внимания, замедлятся мыслительные процессы и реакция на возникающие ситуации, адекватность оценки обстановки и собственных сил.
  • Монотония – состояние, вызванное серьезным и продолжительным умственным напряжением, однообразными и повторяющимися действиями или внешними сигналами. Вызывает заторможенность, усталость и сонливость. Достаточно просто сменить деятельность, чтобы «стряхнуть» это состояние, однако монотония имеет свойство накапливаться в психике человека.
  • Хронические заболевания у водителей и внезапное ухудшение состояния здоровья – у этой категории процент ДТП и риск попадания в аварию несколько ниже, чем у здоровых водителей – человек хорошо знаком со своими проблемами, умеет быстро распознавать критические состояния и реагировать на них.
  • Прием успокаивающих препаратов – высокорискованные состояния, которые сложно предугадать, так как антидепрессанты по-разному воздействуют на разных людей.
  • Плохое зрение – группа риска (на 15% выше днем и на 60% выше ночью, чем у других категорий), которая обязательно должна носить очки.

Чтобы не попасть в ДТП из-за плохого состояния, водителю следует жестко соблюдать режим работы и отдыха. Важно помнить: риск ДТП растет пропорционально количеству часов, проведенных за рулем. Нормальный режим вождения одинаков для всех: не более 9 часов вождения в день (после чего – отдых и сон) и не более 4.5 часов непрерывного управления авто (не менее 15-20 минут перерыва).

Факторы, связанные с дорогой

Качество, надежность и состояние дорожного покрытия оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения. К «факторам дороги» относятся:

  • Эксплуатационная надежность – состояние дороги, при котором соблюдаются проектные сроки эксплуатации и ремонтопригодности, а также технические нормы непрерывного и безопасного движения автомобилей с расчетной скоростью.  
  • Тип и геометрические параметры дороги – соблюдение требований по ширине проезжей части, числу пересечений/примыканий, уровню обустройства перекрестков и островков безопасности, правильности разметки, скорости транспортного движения (категории транспортных магистралей, дорог федерального, регионального и местного назначения) и т.д.
  • Соблюдение скоростного режима – для каждой категории и геометрии дорог существует оптимально безопасный скоростной режим, при котором число ДТП уменьшается или хотя бы не растет.
  • Материал дорожного полотна – от него зависит сцепление колес авто с дорогой, а значит, уровень риска ДТП. Асфальтобетон, гравий и грунт по-разному «прихватывают» покрышки машины, а также меняют технические характеристики при разных погодных условиях.
  • Состояние дорожного покрытия – влияет на сцепление колес авто с асфальтом, устойчивость на дороге и маневренность машины. Максимально риск ДТП возрастает на обледенелой и заснеженной дороге, вторая по опасности – мокрая дорога, третья – трасса с неровностями.
  • Ровность дорожного полотна – влияет на деформацию шин и устойчивость машины на дороге (сцепление колес) при различных скоростных режимах.
  • Перегруженность трассы – чем больше автомобилей оказывается одновременно на участке дороги, тем выше напряжение у водителей и сложнее маневры, а значит, вероятность ошибок и случайного столкновения возрастает.
  • Изолированность тротуаров и велосипедных дорожек – обеспечивает защиту пешеходов и исключает неправильные маневры автомобилей.
  • Дорожно-ремонтные работы – такие участки создают много непредвиденных препятствий для равномерного движения транспорта и увеличивают перегруженность дороги. Особенно опасны неожиданные дорожные работы на опасных участках.

Очень важны для БДД также такие вспомогательные факторы, как ширина проезжей части и полос движения (3, 3.5, 3.73 метра), состояние разделительных и краевых полос, оборудованность и материал обочин.

Видимость

Расстояние, на котором водитель может видеть дорожную обстановку, очень важно. Чем оно больше, тем больше времени у водителя на принятие правильного решения и выполнение нужного маневра. И речь идет не только о погодных условиях и времени суток – геометрия и профиль дорожных полотен также важны.

Криволинейность дорог зависит от категории дороги и разрешенного скоростного режима. В частности, скоростные трассы высшей категории, должны строиться с учетом большого расстояния видимости дороги. На покрытиях с продольными уклонами и на серпантинах в горной местности обзор дороги минимален на малой дистанции (но может быть хорошо виден на большой). Здесь существенно возрастает роль дорожных знаков и правильная разметка, а также дополнительные защитные сооружения (закрытые повороты, направляющие островки, ограждения и столбики, тоннельные отбойники и т.п.).

фото 3

  1. Можно ли считать скользкое дорожное покрытие одним из наиболее рискованных с точки зрения безопасности?

Да, скользкая дорога максимально опасна, так как сцепление колес с дорогой фактически отсутствует, маневры непредсказуемы, а управляемость машины сведена к минимуму. Кроме того, на льду тормозной путь автомобиля вырастает в 2-3 раза, что не позволяет точно спрогнозировать момент начала торможения.

  1. Насколько важен коэффициент сцепления колес с дорогой?

Коэффициент сцепления с дорогой – косвенный фактор безопасности, на который, в свою очередь, влияют ровность и состояние дорожного полотна, скорость автомобиля и износ покрышек. Он влияет на устойчивость и маневренность машины. При минимальном коэффициенте сцепления, автомобиль рискует начать пробуксовывать или съехать в кювет, а также не позволяет рассчитать тормозной и остановочный путь даже при своевременной реакции водителя.

  1. Почему важен фактор расстояния видимости?

Расстояние видимости напрямую влияет на БДД. Если водитель не видит дорогу впереди (особенно на близкой дистанции), он не может рассчитать правильную скорость и не успевает вовремя сманеврировать при приближении к препятствию. Чтобы исключить эти риски, водитель должен хорошо видеть дорогу перед собой на максимально большом расстоянии и автомобили на трассе.

  1. Насколько влияют на БДД дорожные знаки?

Дорожные знаки являются частью дорожной инфраструктуры и напрямую «работают» на обеспечение безопасности на конкретном участке трассы. Они необходимы для организации и построения дорожных потоков, предупреждения об опасности, имеющемся преимуществе и ограничениях. Однако знаки будут работать только в том случае, если водитель хорошо видит их, а окружающая разметка нанесена правильно.

фото 4

В заключении следует отметить, что безопасность на автомобильных дорогах зависит от человеческих и дорожных факторов. К человеческим факторам, влияющим на риски возникновения ДТП можно отнести пол, возраст и водительский стаж автолюбителя его психическое и физическое состояние, степень усталости, уровень зрения и слуха.

Дорожные факторы более многочисленны и разнообразны, а заодно и не менее существенны для снижения риска аварийной обстановки. На безопасность дорожного движения влияет строительное качество и соответствие СНиП построенных дорожных полотен, рациональность разведения транспортных потоков, профессиональность оборудованной дорожной инфраструктуры (знаки, разметка, средства защиты), расстояние видимости на трассе, материал, ровность и состояние дорожного полотна, отсутствие закрытых участков и опасных препятствий.

Все вместе при правильной организации и соблюдении ПДД позволяет свести риски ДТП к минимуму и обеспечить комфорт и безопасность всех участников дорожного движения.  

Читайте также

Договор на оказание услуг специалиста по БДД

Общество с ограниченной ответственностью "Бета", именуемое в дальнейшем "Работодатель", в лице генерального директора Петрова Александра Ивановича, действующего на основании устава, с одной стороны, и Михалков Сергей Сергеевич, именуемый в дальнейшем "Работник"

БДД на предприятии

Автомобильные перевозки и использование коммерческого транспорта компаниями и предприятиями – это сложный, требующий организации и обеспечения максимальной организации процесс. И если частное лицо-автовладелец отвечает за соблюдение БДД лично, то на крупном производстве должна существовать специальная служба, которая занимается профилактикой ДТП и обеспечением безопасности людей и транспорта.

План мероприятий по БДД

Мероприятия по БДД – это комплекс эффективных методов, которые необходимы для улучшения условий дорожного движения и повышения безопасности всех его участников. Традиционно их разделяют на первоочередные методы и мероприятия второй очереди. Весь спектр мероприятий оформляют в специализированный планы, которые могут быть рассчитаны на месяц, квартал, полугодие, год или более продолжительные периоды (ежегодное планирование – наиболее популярно).

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы