Режим труда и отдыха водителей

С 1 января 2021 года в правила организации труда и отдыха водителей внесены изменения. Раньше специальному режиму работы подчинялись только штатные водители коммерческих организаций на автомобилях массой от 3.5 тонн и пассажирских автобусов.

Теперь же требования Постановления Правительства РФ №424 касаются также индивидуальных предпринимателей с личными авто, используемыми для ведения бизнеса, сотрудники компаний на служебных авто и вахтовики, которым теперь придется устанавливать тахографы. При этом, изменения не коснутся международных перевозчиков, водителей государственных, военных, охранных, служебных и специализированных автомобилей.

фото 1

Новые нормы работы водителей

Согласно Постановлению №424, нормы работы и отдыха (режим труда) водителей теперь выглядят следующим образом:

  • максимальная продолжительность нахождения за рулем – 4.5 часа (допускается превышение на 1 час);
  • максимальная продолжительность нахождения за рулем в сутки – 9 часов (дважды в неделю допускается 10 часов) или 11 часов, если нужно доехать до стоянки;
  • максимальная продолжительность нахождения за рулем в неделю – 56 часов (две недели – 90 часов);
  • перерыв между периодами непрерывного управления авто – 45 минут (либо дважды - 30 и 15 минут);
  • минимальное время отдыха в сутки – 11 часов (допускается 9 часов трижды за неделю);
  • минимальное время отдыха в неделю – 45 часов.

Режим труда может быть нормированным (работа по четко определенным по времени сменам), разрывным (периодами с перерывами при неравномерности перевозок) или ненормированным (в случае производственной необходимости). Следует понимать, что ненормированный график допускается только с согласия профсоюза, а время работы не должно превышать 9 часов в сутки, 56 в неделю или 90 часов в течение двух недель.

Согласно ФЗ№196, контролировать соблюдение этих нормативов должен работодатель или владелец бизнеса, для чего утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка и график работы водителей. Установленные правила затем отражаются в трудовом договоре, где четко прописывается режим работы, график работы и условия оплаты для каждого рабочего графика.

Соблюдение установленных нормативов труда и отдыха водителей контролируется сотрудниками ГИБДД и транспортной инспекции (проверка показаний тахографа). Несоблюдение нормативов труда и отдыха, а также отсутствие тахографа на машине – это административное правонарушение (11.23 КоАП РФ).

Важно! За нарушения рабочего графика водителя (превышено время непрерывного управления, суммарное время работы, отсутствие сменщика в ночное время, отсутствует график работы) предусмотрены штрафы – 1500-2000 рублей (водитель), 7000-10000 рублей (должностное лицо), 15000-25000 рублей (ИП) или 20000-50000 рублей (юридическое лицо).

Рабочее время водителей

Водитель не может постоянно находиться за рулем, и его рабочее время включает не только управление автомобилем. Обычно смена представляет собой:

  • время за рулем авто;
  • обязательные специальные перерывы между периодами управления машиной;
  • время, не связанное с управлением авто.

В периоды, когда водитель не за рулем и не отдыхает, он тратит время на предрейсовый осмотр ТС и личный медосмотр до и после поездки, заправку автомобиля, стоянку под загрузкой, устранение неисправностей, простой по вине работодателя.

Важно! Если водитель по договору работает 8 часов в смену, то время управления авто (не более 4:30 часа непрерывно), специальные перерывы (45 минут, или 30 и 15 минут) и время не за рулем должны укладываться в эту восьмичасовую рабочую смену. Простой не по вине водителя специальным перерывов не считается.

Кроме того, согласно новым правилам труда и отдыха, в рабочее время теперь не засчитывается время, когда автомобилем управляет сменщик водителя, и время охраны груза.

фото 2

Учет рабочего времени водителя

Водитель, согласно трудовому договору, не может выполнять свои служебные обязанности, если в организации работодателя отсутствует график работы. Поэтому график – документ обязательный, составляется ежемесячно и содержит подробную информацию о количестве рабочих дней и выходных, времени рабочих смен, отдыха и перерывов на питание.

График работы водителя является важным элементом системы учета рабочего времени сотрудника и начисления заработной платы. На сегодняшний день существует два типа учета:

  • Ежедневный – учитывается количество отработанных дней в неделю и установленных законодательством часов работы в день (стандартная 40-часовая неделя по 9 часов за рулем + допустимые 10 часов дважды в неделю). Учитывается не количество часов управления авто, а количество часов нахождения на рабочем месте.
  • Суммированный – учитывается длительность рабочего дня (количество отработанных часов) за месяц. Длительность рабочего дня не должна превышать 10 часов.         

Возможен ли 12-часовой рабочий день? Да, в некоторых случаях это допускается, если:

  • необходимо доехать до места стоянки или закончить срочную перевозку;
  • водитель работает на автомобиле Скорой помощи, такси, почтовой, коммунальной, связной, аварийной, инкассаторской и некоторых других служб, а также при вахтовой работе;
  • водитель управляет городским или пригородным автобусом.

Полностью ненормированный график работы разрешен для водителей машин МЧС, МВД, аварийно-спасательной службы, ведомственной охраны, геологоразведочных партий, органов власти и самоуправления, а также при международных перевозках. Ненормированное рабочее время в течение суток может иметь любую продолжительность, но не должно превышать 40 часов в неделю.

Пример расчета рабочего времени водителя

Рабочее время водителя рассчитывается с учетом всех видов деятельности в течение смены (время за рулем + время не за рулем + специальные перерывы):

Вид деятельности

Фактическое время

Рабочее время

Управление транспортным средством

4 часа

4 часа

Второй водитель на рабочем месте, но не за рулем

4 часа

2 часа (минимум 50%)

Предрейсовый медосмотр

15 минут

15 минут

Охрана груза и автомобиля

2 часа

36 минут (минимум 30%)

Отдых от управления автомобилем

20 минут

20 минут

Важно! Если у водителя в течение рабочей 8-часовой смены есть обязательный обеденный перерыв, то специальные перерывы каждые 4 часа 30 минут ему не требуются.

фото 3

Отдых водителя

Отдых водителя – время между рабочими периодами, сменами (рабочими днями) и рабочими неделями, а также основной и дополнительный (при ненормированном рабочем дне) отпуск.

Согласно правилам, продолжительность каждого вида отдыха выглядит следующим образом:

Вид отдыха

Продолжительность

Перерыв на отдых и питание в течение рабочего дня

От 30 минут до 2 часов.

Ежедневный (междусменный) отдых

Минимум в 2 раза дольше рабочей смены (иногда – не менее 9 часов)

Еженедельные выходные дни

Минимум 42 часа непрерывно.

Ежегодный отпуск

Минимум 28 календарных дней (+3 дня при ненормированном графике работы).

  • Ежедневный перерыв на отдых и питание – 0.5-3 часа, или два перерыва суммарно от 0.5-2 часа при рабочем дне более 8 часов.
  • Ежедневный отдых между сменами – непрерывный отдых продолжительностью в 2 раза больше, чем предшествующая рабочая смена (включая время обеда), либо не менее 11 часов (трижды в неделю допускается 9 часов).
  • Выходной день (еженедельный отдых) – 1-2 дня при непрерывности отдыха не менее 42 часов. Количество выходных должно быть не меньше, чем полных недель в месяце, но их порядок в неделе устанавливается индивидуально.
  • Ежегодный отпуск – минимум 28 календарных дней + 3 дополнительных дня при ненормированном рабочем графике + 7 дополнительных дней при работе во вредных или опасных условиях.

Точная продолжительность разных видов отдыха водителя определяется Внутренними правилами организации и графиком рабочего времени сотрудников.

Особенности режима труда и отдыха отдельных категорий водителей

Некоторые категории водителей имеют несколько отличный от общепринятого режим труда и отдыха.

  • Водители такси не могут иметь ненормированного рабочего дня, а в учет его рабочего времени дополнительно входят время на прием и сдачу автомобиля сменщику, неизбежные простои между выполнением заказов и ухода за машиной после смены.
  • Водители грузовых авто и автобусов в вопросах труда и отдыха руководствуются п.26 ПДД: непрерывное время за рулем  не более 4.5 часа (перерыв 45 минут), время за рулем в сутки не должно превышать 9 часов (дважды в неделю можно по 10 часов), за неделю - не более 56 часов и за 2 недели – не более 90 часов. При этом, в горной местности водитель автобуса длиной более 9.5 метров или тяжеловесного грузовика с крупногабаритными грузами может непрерывно управлять авто не более 8 часов.

Отдельная тема - водители городских и пригородных автобусов. Они могут непрерывно находиться за рулем 5 часов (перерыв 2-3 часа и в первые 4 часа специальные перерывы по 15 минут). Перерыв между сменами в рабочее время не учитывается и не включает перерыв на прием пищи.

  1. Это законно, если режим работы водителя отличается от режима работы остальных сотрудников компании?

Да, это допустимо, так как у водителя транспортного средства своя специфика работы и свой круг обязанностей. Но если режим труда и отдыха отличается, этот факт обязательно должен быть прописан в Правилах внутреннего распорядка организации и трудовом договоре, а водитель должен быть под роспись ознакомлен со своим графиком работы.

  1. Почему учет рабочего времени ведется двумя способами?

Потому, что в разных организациях водители имеют разный график работы и режим труда и отдыха. При стандартных трудовых сменах одинаковой продолжительности, рабочее время водителя учитывается поденно (тахограф + путевые листы). Если режим работы нестандартный (например, дальние перевозки или срочные выезды), то в разных днях водитель может работать разное число часов, не соблюдая дневную норму, и необходимо использовать суммированный учет (число рабочих часов в месяц).

  1. Как соблюдать рабочий режим водителю, если на автомобиле не установлен или неисправен тахограф?

Согласно новым требованиям к режиму труда и отдыха водителя, для большинства водителей езда без тахографа запрещена. Согласно ФЗ№196, работодатель обязан обеспечить автомобиль приборами учета. Если сотрудники ГИБДД обнаружат отсутствие тахографа, то водитель и его работодатель будут оштрафованы согласно 11.23 КоАП РФ.

Если же тахограф сломался в пути, то водитель имеет право управлять авто, но ехать должен только на базу или в СТО для ремонта (на ремонт дается не более 7 суток).

  1. Можно ли оплатить со скидкой штраф ГИБДД за нарушение режима труда и отдыха?

Нет. Этот штраф оплатить с 50%-ной скидкой не получится – придется платить полную сумму штрафа. Внести платеж можно на официальных интернет-ресурсах ГИБДД, Ространснадзора или Госуслугах.

фото 4

В заключении отметим, что несоблюдение режима труда и отдыха водителей опасно, так как усталость часто ведет к потере концентрации и тяжелым ДТП с жертвами. Поэтому ГИБДД внимательно следит за тем, чтобы участники дорожного движения садились за руль отдохнувшими и строго соблюдали требования законодательства - обязательно делали перерывы каждые 4.5 часа нахождения за рулем как минимум на 45 минут.

В каждой организации, нанимающей водителей на работу, должны существовать Правила внутреннего распорядка и график работы водителей, которые должны быть отражены в трудовом договоре и соответствовать трудовому законодательству и требованиям ПДД. Несоблюдение режима труда и отдыха водителей – это административное правонарушение, которое моет быть зафиксировано по тахографу и наказывается серьезными штрафами.

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы