Стратегия БДД

В начале 2018 года профильный комитет Правительства РФ по поручению Президента страны разработал, а Правительство утвердило проект стратегии безопасности дорожного движения на ближайшие 12 лет. Программа по БДД была предназначена к использованию Министерствами и профильными ведомствами России для построения системных планов работы по повышению общей безопасности на дорогах страны и снижению травматизма и смертности в ДТП до европейского уровня. 

 

фото 1

Стратегия БДД: цели и задачи

Ко второму десятилетию XXI века число дорожно-транспортных происшествий в РФ сохранилось на достаточно высоком уровне и практически на порядок выше, чем в развитых странах Европы, и лишь немного ниже, чем в густонаселенных регионах США и Китая.

Задача разработанной стратегии БДД, таким образом, изначально понятна: максимальное быстрое снижение смертности на дорогах сначала до общеевропейского уровня, а затем практически «до нуля». Достичь этих показателей планируется за счет:

улучшения дорожной инфраструктуры;

совершенствования парка транспортных средств;

повышения уровня профессиональной подготовки водителей;

внедрения современных средств контроля безопасности дорожного движения.

По расчетам разработчиков стратегии, комплексное внедрение вышеперечисленных инструментов, должно к 2024 году снизить число ДТП и уровень смертности в автоавариях минимум в 3.5 раза по сравнению с 2018 годом. То есть, речь идет о получении промежуточных результатов эффективности внедрения стратегии БДД в рамках более продолжительного плана, рассчитанного на реализацию до 2030 года.

Основные направления стратегии БДД

Основой для разработки Стратегии безопасности дорожного движения стали положения Конституции РФ, Федерального и регионального законодательства, приказов, нормативов и инструкций профильных министерств.

С учетом этой законодательной базы, а также предложений государственных и общественных организаций, в Стратегии БДД было выделен и рекомендован к первостепенной реализации ряд приоритетных направлений перспективного государственного плана по безопасности дорожного движения:

  • Согласование работы всех участников программы – пропаганда и популяризация изучения ПДД, привлечение общественных и бизнес-сообществ к профилактике ДТП, выработка негативного отношения со стороны граждан к нарушителям правопорядка и выработка доверия к правоохранительным органам (ГИБДД), активное использование автоматизированных средств контроля БДД, ужесточение требований к участникам дорожного движения при выполнении пассажирских и грузоперевозок, совершенствование законодательства в отношении ОСАГО, лицензированию и налогообложению водителей.
  • Совершенствование и усиление защиты пешеходов – совершенствование дорожной и пешеходной инфраструктуры, усиление мер безопасности пешеходов и детей, более рациональное планирование, проектирование и строительство новых автомобильных трасс.
  • Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры – приведение дорожной инфраструктуры в соответствие с международными стандартами, внедрение современных автоматизированных технологий БДД и регулирования транспортными потоками, повышение информированности пешеходов и качества подготовки водителей.
  • Ужесточение мер по нарушению требований БДД – пересмотр законодательства в области наказаний за нарушение ПДД, совершенствование правовых и организационных мер в сфере БДД.
  • Усиление роли государственного контроля в области БДД – постановка и распределение задач между организациями и службами по контролю над БДД, улучшение взаимодействия федеральных и местных органов власти.
  • Улучшения качества подготовки специалистов по БДД – создание новых центров обучения специалистов в области дорожной безопасности, совершенствование медицинской помощи при ДТП, ужесточение мер по допуску к управлению ТС.
  • Совершенствование процедур расследования и управления при ДТП – улучшение координации служб, ответственных за фиксацию и локализацию дорожно-транспортных происшествий, использование современных технологий расследования автоаварий, сокращение сроков прибытия на место ДТП.

Еще раз уточним: стратегия БДД рассчитана на реализацию до 2030 года с контролем промежуточных результатов и коррекцией эффективности общегосударственного плана в 2024 году.

фото 2

Плюсы и минусы стратегии БДД

Специалисты по безопасности дорожного движения относятся к Стратегии БДД с известной долей скептицизма: по мнению ряда экспертов, она несовершенна, неконкретна, содержит множество декларативных пунктов, не расшифрованных детально и не подкрепленных пояснениями механизма реализации. Ряд положений (например, тотальное внедрение автоматических камер слежения) просто непопулярны у автомобилистов и не всегда направлены на решение задач безопасности на дорогах.

Тем не менее, Стратегия – позитивное явление в законодательстве страны, так как имеет свои очевидные «плюсы»:

План комплексный и имеет более-менее четкие ориентиры (уровень безопасности европейских стран).

Планируемое решение проблемы БДД понимается как всестороннее и соответствует общим принципам государственной политики.

Сам факт появления государственной программы безопасности свидетельствует о признании государством наличия проблемы и желания ее решить.

Есть, разумеется, у Стратегии БДД и свои недостатки: причиной высокого числа ДТП по умолчанию называется «человеческий фактор» (не принимается в расчет плохая дорожная инфраструктура и отсутствие организации знаков и разметки по ПДД), за отдельные правонарушения предлагаются неоправданно жесткие наказания, некоторые предлагаемые меры не всегда правомерны и целесообразны, а отдельные – могут стимулировать коррупционные действия.

Важно! Некоторые недостатки и «декларативность» ряда положений Стратегии БДД связаны с несовершенством ПДД, административного и уголовного законодательства, что мешает применять положения плана более эффективно.

  1. Насколько реально достичь в рамках Стратегии БДД «нулевого уровня» смертности?

Во-первых, в данном случае речь идет про «не более 4 человек на 100 тысяч населения», а на сегодня в России погибает в ДТП 14-17 человек. Большинство европейских стран достигали заявленного показателя в течение не менее 20 лет. При этом, в западных стратегиях БДД шла речь о «нулевой терпимости» к смертности в ДТП, в российской же – о «стремлении к нулевой смертности». То есть, «хотелось бы, но если не получится, то будет как будет». Поэтому в самой формулировке уже заложена неуверенность разработчиков Стратегии в достижении результата в такие короткие сроки.

  1. Что, в первую очередь требует реформирования в России, чтобы Стратегия БДД действительно заработала?

В документе основное внимание уделено обучению и наказанию за нарушения ПДД именно водителей – они по умолчанию считаются основной причиной ДТП (85% происшествий). Однако, статистика ГИБДД показывает, что примерно в половине этих автоаварий виноваты были не люди, а плохое состояние дорожных покрытий и инфраструктуры. В Европе, наоборот, первоначально ищут внешние причины ДТП, и только потом разбираются в вине водителей. Но вывод однозначный: на хорошей дороге аварий намного меньше (статистика ДТП на платных дорогах РФ).

  1. Насколько высока вероятность, что число нарушений ПДД может снизиться при реализации стратегии БДД?

Эксперты утверждают, что такая вероятность невелика. Мысль об ужесточении наказаний за нарушение ПДД – правильная только отчасти: в основном, ужесточение приведет к увеличению числа штрафов и лишения водительских прав, а также коррупционных действий со стороны сотрудников Госавтоинспекции. Кроме того, как факт отсутствует градация тяжести правонарушений на дорогах и лимитирование минимальных наказаний.

  1. Насколько будут защищены участники дорожного движения при реализации мер Стратегии БДД?

О защите прав водителей и пешеходов в новой Стратегии безопасности дорожного движения практически ничего не сказано. А то, что предлагается как «защита» и «борьба с нарушениями», больше всего напоминает не улучшение безопасности, а поиск методов «альтернативного» заработка государства на нарушителях. Например, «совершенствование системы учета показателей аварийности», «расчет понесенного ущерба», «обеспечение показателей аварийности больничной летальности» не обеспечивают улучшения безопасности и не защищают права участников дорожного движения – они отданы на «откуп» ГИБДД.

фото 3

В заключении следует отметить, что Стратегия БДД, которая предложена Правительством РФ – документ, который реально необходим в современном государстве, заинтересованном в решении проблемы смертности в ДТП. Однако при несовершенстве законодательства в России, этот план также имеет множество недостатков и противоречий, что снижает эффективность предлагаемых мер безопасности.

При более внимательной доработке, конкретизации ряда спорных положений и разработке конкретных практических мер реализации, Стратегия БДД может стать действительно реальной и функциональной программой борьбы со смертностью на дорогах и повышения уровня безопасности дорожного движения.

Обучение по БДД

...

Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Количество часов: 256

Стоимость: 10 000 р. 8 000 р. до 31.08.2021 г.

Детали курса

 

...

Подготовка к аттестации по БДД

Количество часов: 14

Стоимость: 3 200 р.

Детали курса

 

 

 

 

...

Ежегодное обучение водителей автотранспортных средств

Количество часов: 20

Стоимость: 1 000 р.

Детали курса

...

Ежегодное обучение водителей автотранспортных средств

Количество часов: 20

Стоимость: 1 000 р.

Детали курса

...

Подготовка водителей транспортных средств, оборудованных спецсигналами

Количество часов: 36

Стоимость: 2 500 р.

Детали курса

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы