Журнал инструктажа водителей по БДД

Пассажирские и грузовые автоперевозки связаны с доставкой материально ценных грузов и имеют достаточно высокую степень риска для здоровья и жизни людей. Поэтому водители должны выезжать в рейс не только на исправных автомобилях и с хорошим самочувствием, но и получив достаточный объем полезной информации по безопасности дорожного движения.

По этой причине каждый водитель проходит обязательный инструктаж от ответственного специалиста по БДД (инженеры по безопасности, начальники гаражей, механики), связанный с вопросами предотвращения несчастных случаев, безопасной поездки, охраны труда и гарантированной защиты грузов или пассажиров.

фото 1

Инструктажи по БДД

Обязательность предрейсовых инструктажей по БДД регламентирована Приказом Минтранса РФ №7 (р.III, п.22). Информация о каждом инструктаже заносится в специальные журналы, в которых каждый водитель должен расписаться. Такие журналы – это подтверждение соблюдения законодательства, проведенной специалистами по БДД профилактической работы и присутствия на инструктаже конкретного водителя.

Практика работы автотранспортных компаний и предприятий предполагает четыре вида инструктажей, каждый из которых имеет собственные задачи, время и порядок проведения и регистрации.

Вводный инструктаж (проводят специалисты по БДД)

Проводится с каждым водителем, только что устроившимся на работу в автотранспортное предприятие. Специалисты по БДД информируют нового сотрудника об организации, требованиях к работникам, правилах внутреннего распорядка, рабочем расписании, порядке прохождения предрейсовых/послерейсовых осмотров водителей и транспортных средств, особенности обслуживания отдельных категорий пассажиров, данные об уровне аварийности маршрутов, информация о необходимых в пути документах. Опыт, стаж и квалификация водителя значения не имеют.

Предрейсовый инструктаж (проводят диспетчеры движения)

Проводятся перед выездом водителя на маршрут. Во многих предприятиях такой инструктаж проводится ежедневно (для новых водителей), а особое внимание ему уделяется, если транспорт выезжает на новый маршрут (для всех водителей), планируется движение колонной, перевозятся дети, опасные, крупногабаритные и ценные грузы. Темы инструктажей: особенности поездки, протяженность, остановки по дороге и опасные участки маршрута, меры безопасности при проезде спусков, подъемов, ж/д переездов, оживленных пешеходных переходов, погодные условия в пути, расположение АЗС, медпомощи, ГИБДД и СТО на трассе, действия при форс-мажорных и аварийных ситуациях.

Сезонный инструктаж (проводит начальник автоколонны)

Проводится дважды в год при смене холодного и жаркого сезона для всех водителей предприятия. Дается информация об особенностях сезонного/межсезонного вождения и обслуживания транспортных средств, при разных погодных условиях и дорожной обстановке.

Специальный инструктаж (руководство предприятия, специалисты по БДД)

Проводится внепланово - при изменении законодательства, резкой или срочной смене порядка и условий труда водителей, маршрутов и графиков работы, а также при тяжелых ДТП, чрезвычайных ситуациях, погодных катаклизмах, угрозе терактов, появлении новых аварийных участков на маршрутах и т.п.

Для каждого вида инструктажей водителей в компании или на предприятии заводят специальные регистрационные журналы, которые имеют установленные образцы и стандартизированный порядок заполнения (Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09). Ведет журналы специалист, ответственный за БДД.

фото 2

Журналы инструктажей

Для вводного, предрейсового и сезонного инстуктажа существуют отдельные журналы (специальные инструктажи вносятся в журнал сезонных инструктажей). Они не имеют стандартизированной формы, и  каждое предприятие само решает проблему бланка и оформления (их достаточно в Интернете).

Тем не менее, структура и общие правила ведения существуют. Журнал имеет:

  • титульный лист, на котором указывается наименование и статус организации, регистрационные номера и лицензии, даты начала/окончания ведения журнала, реквизиты ответственного за БДД;
  • табличный раздел – номер записи, ФИО водителя, да проведения инструктажа, ФИО инструктора, личная подпись инструктируемого водителя, личная подпись инструктора.

Страницы каждого журнала нумеруются и прошиваются (шнуруются), а в конце документа обязательно ставится печать предприятия и подпись руководителя или ответственного лица.

Порядок ведения

Все журналы по БДД ведет только специалист, который официально занимает должность штатного ответственного по безопасности дорожного движения или сотрудник, совмещающий эту должность с основными должностными обязанностями. Этот специалист должен иметь высшее инженерное (желательно профильное – «Техника и технологии наземного транспорта» (23.00.00)) образование, пройти аттестацию в комиссии Минтранса и получить сертификаты на проведение инструктажей и ведение журналов.

  • Журналы инструктажей заполняются от руки.
  • В соответствующих графах каждого журнала указывается подробная информация о проведенном инструктаже, дополнительные сведения и причины проведения инструктажа, даннвые о транспортном средстве водителе, рабочем задании, грузе, маршруте, выданных документах и т.п.
  • При возникновении ошибок, неточная информация перечеркивается, рядом ставится отметка «исправлено» и записывается уточненная информация (по ГОСТ 2.503-2013).
  • После того, как в журнале заканчиваются страницы, ставится отметка о сроке завершения его ведения и подпись ответственного лица, после чего документ отправляется в архив на хранение.

Важно! Если водитель не поставил свою подпись в соответствующей графе журнала после указанной информации о проведенном инструктаже, считается, что он на лекции отсутствовал, то есть, инструктаж не проходил. Следовательно, такой водитель не имеет права выезжать на маршрут.

Еще один существенный момент: оформление журнала вводного инструктажа может несколько отличаться от журнала инструктажа предрейсового – в нем не нужно указывать тему лекции (она общая для всех водителей), а потому число столбцов таблицы может быть меньше. Но при его оформлении необходимо дополнительно указать подразделение компании, в которое направлен новый работник.

фото 3

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Какая основная функция журналов инструктажа?

Это документальное доказательство проведенного инструктажа и присутствия на нем водителя (подписи под записью об инструктаже). Кроме того, в журнале отражается тема и содержание лекции специалиста по БДД. Если подписи водителя нет под такой записью, считается, что он не прошел инструктаж, не уполномочен руководством исполнять должностные обязанности и не может выезжать в рейс.

  1. Почему нет отдельного журнала специальных инструктажей?

Специальные инструктажи не имеют графика и проводятся в исключительных случаях, когда это крайне важно для обеспечения безопасности пассажиро- или грузоперевозок. Поэтому заводить отдельный журнал не имеет смысла – специальные инструктажи записываются в журнал сезонных инструктажей с пометкой «Специальный».

  1. Будет ли наказан водитель, который выехал в рейс, не поставив подпись в журнале инструктажа по БДД?

Нет, водитель наказанию не подлежит. Однако такой инцидент является халатностью со стороны руководства компании или автопредприятия. Согласно 5.27 КоАП, организация будет оштрафована в размере 3000-5000 рублей.

  1. Делаются ли пометки о ДТП в журналах инструктажей?

Если водитель попал в ДТП, полная информация о дорожном столкновении отражается в отдельном журнале учета правонарушений ПДД водителями. Если ДТП произошло по его вине, то материальная ответственность будет обозначена специальным договором по организации.

фото 4

В заключении отметим, что водители автотранспортных предприятий и коммерческих компаний должны в обязательном порядке проходить инструктажи по безопасности дорожного движения. Это обязательная процедура при приеме на работу, выезде в рейс, смене погодного сезона и в особых случаях, когда резко меняются правила работы и режим труда персонала.

Вся информация о таких инструктажах, которые проводятся штатными специалистами, ответственными за БДД, заносится в специальные журналы с учетом определенных правил оформления. Журналы оформляются от руки, нумеруются, прошиваются, заверяются печатью организации и подписью руководства. Это обязательные документы, без подписи в которых водители не имеют права выезжать на линию.

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы