Закипание аккумулятора на авто – редкое явление при нормальной эксплуатации машины. Если в АКБ закипел электролит, значит, вы некорректно эксплуатируете электрику транспортного средства, либо сама батарея неисправна, и требуется немедленное вмешательство специалиста, чтобы избежать неприятных последствий.
Чтобы восстановить работу источника электропитания и избежать серьезных проблем, следует точно установить причину: почему закипел аккумулятор? Необходимо также проверить нанесенный неисправностью ущерб и выбрать правильный способ ремонта.
Что такое кипение АКБ?
Современные автомобильные аккумуляторы – это полностью герметичные, необслуживаемые (невозможно долить электролит) химические источники тока, которые имеют внутри банки со свинцовыми пластинами, погруженными в кислотный электролит. В процессе зарядки они производят, накапливают и хранят электроэнергию, а в процессе эксплуатации разряжаются за счет химической реакции. При нагреве внутри образуются газы, которые сбрасываются через специальный клапан.
Серная кислота в составе электролита (до 40%), имеет температуру кипения 337С, но в нем также содержится вода, закипающая при 100С. Поэтому электролитная смесь может закипать (появляются пузырьки пара на поверхности) при 113С.
Однако, при сильном перегреве двигателя и системы охлаждения, процесс электролиза (превращения воды в кислород и водород) в АКБ ускоряется, и эти газы начинают кипеть. Именно их закипание опасно само (выкипает электролит) по себе и может привести к серьезным неприятностям для машины: вода выкипает, а серная кислота концентрируется.
Прежде всего, выходит из строя сам аккумулятор: выкипевший электролит пополнить в необслуживаемой батарее невозможно (отсутствуют заливные отверстия), а при его нехватке:
- начинается разрушение внутренних пластин;
- существенно падает емкость АКБ и способность заряжаться;
- начинается коррозия клемм подключения, разъемов и изоляции;
- возможно короткое замыкание и возгорание электрики;
- возникает скачок тока, который может сжечь обмотки генератора;
- может произойти разрушение корпуса батареи и вытекание кислоты, повреждающей электропроводку и кузовные элементы.
Как результат: из строя выходят сам АКБ и системы электропитания и запуска двигателя. Поэтому найти причину закипания аккумулятора следует быстро. Тем более, что не всегда в перегреве виноват сам источник тока.
Признаки кипения автоаккумулятора
Визуально определить визуально появление пузырьков кипящей воды в АКБ невозможно, так как она герметично закрыта. Но есть ряд косвенных симптомов, позволяющих поставить точный «диагноз»:
- при открывании капота вы можете почувствовать «кислотный» запах накапливающихся паров;
- на клеммах батареи появляется белый или зеленоватый налет;
- можно поднести к газоотводной трубке АКБ воздушный шарик – он начнет надуваться газом;
- при замере плотности электролита ареометром, значение будет ниже 1,26 г/см3.
Кипение электролита можно также «услышать», если приложить к стенке батареи медицинский стетоскоп (если он есть в вашем комплекте инструментов).
Как только вы диагностировали кипение аккумулятора авто, необходимо сразу заняться поисками причины перегрева электролита. Таки причин несколько, и определить вы их можете самостоятельно.
Основные причины закипания АКБ
Специалисты определяют шесть основных причин закипания аккумуляторной батареи на автомобиле:
Перезаряд
Если заряжать АКБ сверх допустимого значения емкости или мощными нерегулируемыми устройствами высокого тока (свыше 14.5 Вольт), из строя выходит реле генератора, возникает большая разница потенциалов и падение напряжения. Если АКБ с определенной емкостью заряжалось более мощным зарядным устройством в течение длительного времени, то происходит перезаряд, из-за которого начинает закипать электролит, а ток заряда растет. В этом случае аккумуляторные батареи внутри просто разрушатся. Чтобы избежать этого, следует использовать только оригинальные промышленные зарядные устройства.
Замыкание
Если батарея изношена, а пластины внутри уже полуразрушены, то высока вероятность короткого замыкания АКБ в процессе езды, например, по неровной дороге. При закорачивании, между пластинами возникают высокие токи, способные разорвать саму банку аккумулятора. Даже если этого не произойдет, устройство может начать выдавать пониженную мощность (10.5 вместо 12.6 Вольт). При этом ток генератора остается прежним – до 14.5V, что ведет к закипанию электролита.
Сульфатация
В изношенных аккумуляторах на внутренних пластинах батареи может образовываться налет сернокислого свинца, из-за которого емкость АКБ падает, она постоянно недозаряжается, самопроизвольно разряжается и выдает номинальное напряжение не выше 10V. В процессе зарядки от генератора (до 14.5V) возникает большой ток, и электролит закипает, выводя из строя и аккумулятор, и генератор.
Перегруз электросистемы
Если автомобиль находится в движении, и включено сразу несколько устройств потребления электричества (например, кондиционер, радиола, дальнее освещение и т.п.), аккумулятор начинает работать на высоких нагрузках и быстро разряжаться. Генератор, при этом, физически не успевает восполнять потери электричества, из-за чего АКБ греется, а электролит может закипеть.
Неисправности системы вентиляции
Если автомобиль работает на больших нагрузках, а система вентиляции не обеспечивает качественного обдува подкапотного пространства, аккумулятор сильно нагревается снаружи, что может привести к перегреву (выше 113С) и закипанию электролита. Аналогичная ситуация может возникнуть, если вы установили в машине АКБ нестандартно большего размера, чем требует монтажное гнездо – из-за плохого обдува, он будет греться даже при нормальных нагрузках.
Переполюсовка
Если АКБ по ошибке заряжен в обратной полярности или его клеммы неправильно подключены к разъемам бортовой сети автомобиля, в системе возникают сверхбольшие токи, способные вскипятить электролит в банках батареи и вывести из строя диоды генератора и предохранители системы электропитания.
Что делать, если АКБ закипела?
Если в процессе движения, у вас закипела аккумуляторная батарея, следует немедленно:
- заглушить двигатель и остановить авто на обочине;
- поднять капот, чтобы охладить подкапотное пространство;
- снять защитную рубашку с аккумулятора.
После того, как двигатель остынет, необходимо сразу заехать на СТО, где долить дистиллированной воды в электролит (для необслуживаемых авто – через газоотводное отверстие). Затем следует при работающем движке замерить плотность электролита ареометром (не ниже 1.26 г/см3), а мультиметром – уровень напряжения АКБ (не выше 15V).
Если напряжение на аккумуляторе будет выше 15V, необходимо отключить все лишние электроприборы, затем отключить и заизолировать толстый провод генератора, после чего немедленно заняться диагностикой и ремонтом электросистемы и АКБ.
Как избежать закипания аккумулятора?
Основной способ продлить жизнь АКБ на автомобиле и не дать ему закипать – корректная эксплуатация источника тока. Нельзя допускать:
- перезарядки батареи, использовать для заряда нерегулируемые мощные зарядные устройства, дающие силу тока выше 1/10 емкости АКБ;
- постоянного включения/выключения двигателя в холодное время года;
- часто «прикуривать» разряженную батарею от АКБ другого авто.
Важно также постоянно следить за целостностью ремня генератора, периодически замерять уровень и плотность электролита в банках аккумулятора (раз в неделю летом – раз в месяц зимой) и не реже раза в месяц – уровень напряжения. Батарея должна сидеть в монтажном гнезде своего размера, иметь технологические зазоры для вентиляции и при замерах показывать не более 14.5V напряжения. Не должно быть никаких потеков на и вокруг АКБ, окислов и налета на клеммах, повреждений на корпусе.
В заключении следует отметить, что закипание аккумулятора – неприятный сигнал того, что АКБ изношен, неправильно заряжается и эксплуатируется, что чревато перегревом и выгоранием электрической системы автомобиля. Грамотная и аккуратная зарядка с использованием заводских зарядных устройств, использование контрольно-измерительных приборов, своевременное техническое обслуживание электрооборудования позволят защитить аккумулятор от преждевременного выхода из строя и нанесения повреждений другим жизненно-важным системам авто.