Как правильно промывать двигатель перед заменой моторного масла

Промывка двигателя при замене масла – популярная процедура на многих СТО в России, которую предлагают при разных протоколах техобслуживания. Обычно она считается критически важной для сильно подержанных авто, но специалисты авторемонта имеют на этот счет несколько разные мнения.

Обычно спорность промывки движка объясняется тем, что машина с пробегом требует индивидуального подхода и осторожных решений при проведении сервиса. Давайте попробуем разобраться в вопросе более детально.

фото 1

Промывать или подождать?

Масло смазывает пары трения в механизмах двигателя, а также удаляет грязь, шламы, посторонние частицы механического износа, несгоревшее топливо. Изношенные моторы очищаются хуже и задерживают грязь из-за механических повреждений трущихся деталей, использования разных (не унифицированных) марок моторных масел и несвоевременной их замены.

 

В то же время, качество, сроки и корректность использования масел - не единственная причина загрязнения двигателя. Оно возникает также из-за:

  • конструктивных особенностей мотора;
  • естественного износа механизмов;
  • уровня нагрузок и режимов вождения;
  • своевременности технического сервиса, ремонта узлов и качества комплектующих.

Поэтому решение о промывке движка в подержанном автомобиле должно приниматься только на основании глубокой предварительной диагностики конкретной силовой установки.  

Помните! Если износ или повреждения моторных механизмов слишком велики – промывка не поможет. Необходима профессиональная дефектовка деталей, сложная очистка поверхностей, либо полный ремонт в СТО.

Чем засоряются моторы?

Загрязнения в двигателях эксплуатируемых авто накапливаются постепенно и могут быть нескольких основных видов:

  • Нагары – высокотемпературные углеродистые отложения, которые оседают на поверхностях камеры сгорания, форсунках, поршнях и клапанах. Их появление ведет к потере мощности, снижению компрессии, хлопкам и перерасходу моторного масла, а, в конечном итоге, к быстрому износу цилиндров и слому силовой установки.
  • Шламы – окисловые, сажевые и смоляные низкотемпературные и высокотемпературные химические и водянистые суспензии, появляющиеся из-за снижения качества и текучести масла, появления воды и окислов, продуктов горения. Загущают масло и закупоривают смазочные каналы.
  • Лаки – химический налет на поршнях, шатунах, пальцах, клапанах при среднетемпературных нагрузках. Приводят к перегреву механизмов, исчезновению защитных пленок на деталях, снижению прочности и выходу из строя цилиндров.

Причины и технические условия появления каждого вида загрязнений различны. Удаление этих веществ из механизмов двигателя также различны и выявляются именно в процессе диагностики. Промывка в большинстве случаев помогает решить проблему, но в сложных случаях бесполезна.

фото 2

Когда промывка обязательна

Самый сложный «случай»: полное отсутствие информации о соблюдении регламентов сервисного обслуживания, то есть сервисная история непрозрачна или неизвестна. В этом случае, двигатель купленного автомобиля, конечно, лучше сразу промыть «от греха подальше», чтобы исключить любые риски.

Кроме того, специалисты рекомендуют промывку мотора, если:

  • автомобиль эксплуатировался достаточно экстремально (например, только в городском цикле или на бездорожье);
  • моторное масло заменялось несистемно (не в соответствии с регламентным ТО);
  • заливались масла с разными техническими параметрами (тип масляной основы, класс вязкости, присадки, производитель);
  • заливалось некондиционное топливо или дешевые масла;
  • слишком долго не менялось масло (повышенная кислотность);
  • регулярно применялись неунифицированные антикислотные добавки к маслам.

В редких случаях промывка двигателя может понадобиться и относительно новым автомобилям, которые эксплуатировались очень интенсивно (например, коммерческий транспорт или такси), вышли за пределы гарантийного периода, либо обслуживались не на СТО официальных дилеров, а «кустарями». Диагностика двигателей - желательна: она позволит установить уровень износа механизмов, признаки использование некачественных технических жидкостей и наличие углеродистых отложений.

Что даст промывка в перечисленных случаях? Полную очистку и улучшенную смазку поверхностей трущихся деталей, сохранение качества, характеристик и эффективности нового масла, улучшение рабочего цикла двигателя, снижение износа, исключение аварийных ситуаций.

А когда промывка не нужна? Естественно, она не требуется, если вы – первый и пока единственный владелец автомобиля, контролируете интенсивность и режимы его эксплуатации, заливаете и своевременно меняете качественное масло одного типа (желательно, синтетику) и обслуживаетесь исключительно в сертифицированных и профессиональных автосервисах.

Промывочные средства

Промывать мотор авто перед заливкой нового масла можно жидкостями трех категорий:

«Мягкие» промывочные масла 

Полноценные маловязкие моторные масла с высоким содержанием моющих присадок и нейтрализаторов кислот (кальций). Затекают в любые полости деталей и смывают практически любые серьезные отложения (сажа, нагар, шлам, продукты горения, лаки, крупные металлические частицы). Сначала необходимо полностью слить отработанное моторное масло из двигателя, затем залить масло-«промывку», прогнать двигатель на холостом ходу, слить промывку, установить новый масляный фильтр и залить новое масло.

Оптимальное использование таких масел: автомобиль с непрозрачной историей техобслуживания, высокое содержание отложений на поверхностях, снижение компрессии, замена минерального масла на синтетическое, с другим уровнем вязкости или от другого бренда. 

 

Промывочные «пятиминутки»

Высокоактивные жидкости с агрессивным составом (растворители, сольвенты, сульфонат кальция) для быстрого и простого удаления больших объемов загрязнений и нагара. Предварительно сливать отработанное масло не нужно – «пятиминутка» просто добавляется в него, двигатель запускается на 5-10 минут холостого хода, после чего масло нужно слить, сменить фильтр и залить новое масло.

Недостаток такой промывки: активное разрушительное воздействие на металл двигателя, высокий уровень токсичных веществ в остающейся в моторе отработке. Рекомендуется применять только по рекомендации специалистов СТО.

Жесткие долговечные промывки

Химические агрессивно-активные составы, интенсивно воздействующие на поверхности деталей двигателя и быстро снимающие любой нагар и технические наслоения. Добавляются в масло, после чего необходимо проехать на машине до 100 километров на щадящих режимах, затем слить отработку, сменить фильтры и залить новое масло.

Недостатки долговечных промывок – те же, что и у «пятиминуток»: вредное воздействие на металл и высокая токсичность отработки.

фото 3

Способы промывки мотора: мнение экспертов Driver-Helper

Итак, промывка двигателя при смене масла – процедура, имеющая свои «плюсы» и «минусы». Применять ее необходимо в тех случаях, когда есть точная диагностическая информация о состоянии, уровне износа и загрязнения силовой установки. Отношение к процедуре у сервисных специалистов неоднозначное, однако мы бы хотели поделить своим опытом ее применения.

  • Если вы гарантированно знаете, что в двигатель всегда заливалось одно и то же моторное масло – промывать чаще всего ничего не нужно, так как в любом масле всегда есть небольшое содержание профилактических промывочных присадок. Но визуально оценить наличие/отсутствие отложений на деталях следует обязательно.
  • Если промывки не избежать, то оптимальный выбор – именно минеральные промывочные масла. Они очищают медленно, но надежнее, экологичнее и безопаснее для человека и механизмов двигателя.
  • Для промывания двигателя можно также использовать само моторное масло, которое вы планируете залить для эксплуатации. Но после нескольких тысяч километров пробега его желательно слить и залить новую порцию.
  • При заливке немасляных промывок, давать нагрузки на двигатель категорически не рекомендуем – либо холостой ход, либо движение на небольшой скорости.
  • Если вы хотите промыть сильно загрязненный движок, который уже ранее промывали, или перейти с минерального на синтетическое масло, можно использовать способ «лишней порции»: слить отработку, залить 1-2 литра нового масла, дать мотору поработать на холостых оборотах, еще раз слить отработку, заменить фильтры, и залить полную порцию нового масла.
  • При промывке турбированных или дизельных установок, контролируйте уровень залитого промывателя и нагрузки при запуске – эти двигатели очень чувствительны к «масляному голоданию».
  • Промывать мотор дизельным топливом, как рекомендуют некоторые «спецы», мы бы не рекомендовали – солярка разъедает резину сальников и уплотнителей.  

Отдельная тема – сервис на СТО. Настоятельно рекомендуем обязательно присутствовать в процессе процедуры замены масла и фильтров, чтобы видеть, что вам заливают. Необходимо также проверить щупом качество и уровень масла (светлое и по верхнюю метку). И меняйте масло в два раза чаще, чем рекомендуют его производители – не ошибетесь!

фото 4фото 5


В заключении отметим, что бережная эксплуатация автомобиля и своевременная регламентная замена масла в двигателе авто (каждые 7.500 км пробега) и использование масел одного типа и качества – это почти 100%-ная гарантия сохранения работоспособности и увеличения срока работы любого двигателя. В этом случае процедура промывки силовой установки от нагара и углеродистых отложений вам вряд ли потребуется.

Если же вы купили автомобиль с пробегом и подозреваете, что в него заливались качественные топливо и технические жидкости, машина использовалась «на износ» и не обслуживалась правильно и профессионально, то двигатель лучше промыть перед сменой масла. Для этого лучше использовать специализированные промывки (масла и технические жидкости), а лучше обратиться на СТО, где авто пройдет диагностику, и будет выбран оптимальный способ обслуживания движка.

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы