Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор

Зарядка аккумуляторной батареи автомобиля – процедура относительно простая: каждый водитель хотя бы раз в год сталкивается с разряженной АКБ, которую необходимо зарядить. Особенно часто такая проблема возникает в зимнее время года, когда на обогрев салона и работу бортовых систем и оптики расходуется существенно больше заряда, а сам аккумулятор быстро разряжается от перепадов температур.

Несмотря на то, что с зарядкой АКБ сталкиваться приходится часто, многие автовладельца не совсем четко понимают причины разрядки, а также механизм и тонкости этого процесса.

фото 1

Разрядка автоаккумулятора

При работающем двигателе, электросистема автомобиля получает дополнительный заряд от вращающегося генератора. В этом режиме аккумулятор обычно не разряжается, и даже поучает некоторую дозарядку. Но для запуска движка (и генератора) и поддержки электроприборов на пиковых нагрузках требуется достаточное количество «запасенного» напряжения, и тут как раз все зависит от уровня заряда АКБ.

Принцип действия автомобильного аккумулятора аналогичен принципам работы всех видов электрических батарей. В корпусе 12-вольтового АКБ установлены шесть батарей – банок с двумя разнозаряженными пластинами, погруженными в электролит. При подаче заряда на каждую банку, химическая энергия запускает движение ионов с одной пластины на другую, генерируя и аккумулируя электроток. Так аккумулятор заряжается.

Каждая АКБ может заряжаться многократно и работает 3-5 лет. Но обычно полная зарядка-разрядка не рекомендованы, так как:

  • при полном разряде - ток расходуется впустую, АКБ быстро теряет электролит и изнашивается;
  • при нехватке заряда – тока может не хватить для запуска стартера, помощи генератора недостаточно, пластины сульфатируются (налет сульфата свинца) и емкость батареи падает.

Чтобы избежать сульфатации и снижения емкости батареи, неизбежных даже при правильном обращении, аккумулятор надо несколько раз в год заряжать полностью: в этом состоянии налет свинца распадается, снижение емкости приостанавливается, и срок жизни АКБ увеличивается. Но делать это нужно правильно!


Уровень заряда

Итак, автомобильный аккумулятор постепенно расходует заряд. Даже при неработающем двигателе электричество потребляют противоугонная система и дополнительные электроприборы, медленный саморазряд происходит во время длительной стоянки машины и в холодную погоду. При активной эксплуатации авто, генератор подзаряжает АКБ, при неактивной – полная разрядка неизбежна.

Обычно за уровнем заряда электробатареи авто нужно постоянно следить, чтобы не останавливаться на дороге. Кроме того, разряженный аккумулятор сам «просигнализирует» вам о разрядке: мотор перестанет заводиться (нет искры), либо электроприборы начнут моргать и тускнуть при запуске стартера.

Измерить уровень заряда можно и с помощью специального оборудования:

  • По напряжению – мультиметром или    вольтметром. Выставить на приборе диапазон до 20 V и, при отключенных электроприборах и двигателе, установить щупы на клеммы (красный – «плюс», черный – «минус»). Показание в 12.7-12.9V будет означать полный заряд, 12.4V – необходимо дозарядить, 12.2V - опасный уровень разрядки. На СТО с использованием нагрузочной вилки (подает кратковременную нагрузку в 100-200 А): 10.2V – полный, 9V – недозаряд, 8 V – батарея разряжена. Замеры следует производить при плюсовой температуре, иначе плотность электролита будет больше допустимой.
  • По плотности электролита – ареометром/рефрактометром. Дождаться, пока движок остынет, выкрутить пробки, опустить прибор внутрь. Показания: 1.27- г/см3 - норма, 1,10 г/см3- полная разрядка. Внешняя температура - не ниже +25С. Замеры плотности жидкости в каждой банке АКБ помогают также выявить дефекты батареи.

Заряд аккумулятора можно также замерить по имеющемуся на корпусе индикатору (зеленый – заряжен, белый – нужна дозарядка, черный – полная разрядка), но такое измерение не очень точное. Также можно использовать некоторые модели зарядных устройств и систем сигнализации с индикацией заряда, или индикаторы напряжения сети. Можно проверить по уровню раствора в «банках: мерку следует опустить в электролит – уровень до 15 мм будет считаться нормальным.

фото 2
Как зарядить автоаккумулятор: пошаговая инструкция

Существуют два основных способа полной зарядки автомобильного аккумулятора по основным электрическим параметрам.

Подготовка помещения к зарядке

фото 3
Заряжать аккумулятор авто лучше в теплом помещении (температура до +20С) с хорошей вентиляцией, которая очищает воздух от паров электролита. Жилые помещения исключены! Лучше использовать гараж или техническое помещение.

Подготовка аккумулятора

фото 4

Дайте АКБ остыть, проверьте состояние корпуса (внешние повреждения вздутие и потеки – опасны!), очистите от грязи содовым раствором, зачистите клеммы наждачкой. Изучите допустимые значения зарядки (маркировка - на корпусе). В обслуживаемом аккумуляторе выкрутите пробки, у необслуживаемого имеется автоматический стравливающий клапан.

Подготовка ЗУ

фото 5

Зарядка АКБ представляет собой трансформатор с выпрямителем, преобразующий переменный ток сети в постоянный. Помните, что зарядки могут быть двух типов – ЗУ постоянного тока и напряжения (на программируемых ЗУ необходимо установить необходимые параметры работы). Подключите зарядку на клеммы АКБ («+» - красный, «-» - черный) и подключите питание.

Зарядка АКБ постоянным током

фото 6
Необходимо установить ограничение напряжения и силу тока до 10 А. При достижении граничного значения напряжения (14.4V) на дисплее ЗУ, значение силы тока следует уменьшить вдвое (и так – несколько раз). Следите также за нагревом электролита и уменьшайте ток, чтобы кислота не закипела. Как только показатели на дисплее достигнут значения полной зарядки (А*ч - указаны на корпусе батареи), снизьте силу тока до 0.5А и оставьте заряжаться на 1-2 часа.

После этого зарядное устройство необходимо отключить от розетки и отсоединить провода от клемм (сначала «-»). Дайте аккумулятору остыть и замерьте показания на клеммах мультиметром или ареометром. При недостаточности заряда – продлите зарядку еще на пару часов. В среднем батарея должна заряжаться до 12 часов, а последние два часа параметры тока не должны изменяться.

Помните! такой вариант зарядки требует обязательного контроля, быстрее изнашивает аккумулятор и токсичен (выделяются кислотные газы). Чем ниже будет установленное значение тока, тем дольше будет зарядка, но тем более щадящим для АКБ и экологически безопасным будет процесс (сохранение емкости). Используйте такую зарядку, если у вас нет времени на более корректную и щадящую процедуру.

Зарядка АКБ постоянным напряжением

фото 7
Установите постоянное напряжение до 14.5-15V и контролируйте нарастание силы тока до 20 А, а затем его падение до 0.25А, по мере накопления заряда (А*ч – указаны на корпусе АКБ). В случае закипания электролита – отключите питание, дайте электролиту остыть и продолжите зарядку. После завершения процесса отключите ЗУ (сначала «+»), дайте батарее 1-2 часа остыть и замерьте напряжение на клеммах.

Этот способ - более корректный и длительный по времени (до 24 часов), батарея заряжается максимум до 85-90%. Лучше использовать ЗУ с цифровым дисплеем для более точных измерений. Зарядку нужно сразу отключать, чтобы не перегревать электролит и не пересушивать пластин.

Важно! Если вы хотите заряжать автомобильную АКБ с полной гарантией надежности, лучше использовать зарядник с возможностью измерения обеих параметров -  тока  и напряжение сети. С их помощью вы сможете сами выбирать наиболее удобный для вас вариант дозаряда АКБ.

Зарядка от другой машины

Это «аварийный» вариант зарядки автомобильного аккумулятора, когда вы остановились на дороге. «Прикуривание» потребует только второй заряженной АКБ на 12V (другое легковое авто) и пары пусковых проводов с клеммниками-«крокодилами». Процедура проста, но требует внимательности и соблюдения правил безопасности:

  • автомобили ставятся «нос к носу», на «донорском» авто отключается вся электрика и    двигатель; 
  • «плюсовые» (красные) кабели подсоединяются между плюсовыми клеммами двух батарей;
  • «минусовой» (черный) кабель присоединяется к минус-клемме «донорского» АКБ и к любой    металлической поверхности заряжаемого авто (на корпус), чтобы не разрядить донорский аккумулятор; 
  • «донорское» авто заводится на 5-10 минут в зависимости от внешней температуры воздуха, затем мотор глушится и отключается стартер.

На этом зарядка закончена. Остается пробно завести заряжаемый автомобиль. Затем следует осторожно отсоединить пусковые провода.

Имейте в виду! Такой способ – временное решение, которое используется в крайних случаях. По прибытии в пункт назначения необходимо снять АКБ и выполнить ее полную стационарную зарядку, чтобы избежать снижения емкости батареи.

фото 8

Техника безопасности при зарядке автоаккумулятора

 

Зарядка АКБ автомобиля – процедура не слишком безопасная и достаточно токсичная. Поэтому, если вы не хотите случайно сжечь машину, получить ожоги или отравиться парами разогретого электролита, старайтесь строго соблюдать технику безопасности в ходе выполнения работы.

  • Обязательно используйте очки, закрытую одежду, защитные резиновые перчатки и    дыхательную маску.
  • Обязательно проверяйте состояние и целостность корпуса аккумулятора, при любых    повреждениях или подтеках электролита – откажитесь от использования такой батареи.
  • Если АКБ находилась в холоде, дайте ей естественным образом остыть.
  • Обязательно снимите крышки с АКБ или освободите обратный клапан, чтобы исключить повышенное давление электролита в «банках».
  • Провода на клеммы подключайте до включения зарядки в сеть, чтобы исключить    появления искр и воспламенения кислоты.
  • Старайтесь не прикасаться к клеммам АКБ руками и металлическими предметами, снимите кольца с рук, внимательно проверяйте надежность присоединения клеммников.
  • Не курите и не держите рядом с батареей открытые источники огня.
  • Не пытайтесь стирать с поверхностей капли электролита – кислоту можно нейтрализовать    содовым или другим щелочным раствором.
  • Во время зарядки следите, чтобы не было серьезных сквозняков, но сохранялась хорошая    вентиляция.
  • Не накрывайте ничем аккумулятор и зарядку в ходе процесса.

Батарею не обязательно снимать с автомобиля. Однако следите, чтобы вся электрика была отключена. Если же АКБ снята с машины – вокруг не должно быть воспламеняемых предметов и работающих электроприборов. Обязательно исключите присутствие в помещении других людей, особенно – детей, а также домашних животных. После работы тщательно вымойте руки с мылом, и смените рабочую одежду.

фото 9
 

В заключении отметим, что разрядка аккумулятора на автомобиле – естественный процесс, который происходит даже когда двигатель и электрика отключены. Поэтому периодически заряжать АКБ придется – как минимум 1-2 раза в год. При этом, мы настоятельно рекомендуем регулярно следить за уровнем заряда и плотностью электролита в батарее (мультиметр, вольтметр, ареометр).

Если приборы покажут, что заряд АКБ недостаточен, его нужно зарядить специализированных зарядным устройством, используя зарядку по постоянному току или постоянному напряжению (в зависимости от модели ЗУ). При этом следует обязательно соблюдать правильный порядок подключения и отключения проводов питания, контролировать показания приборов в процессе зарядки, а также не забывать правила безопасности при работе с электричеством и кислотами.

 

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы