Основные требования к детским автокреслам в России

обновлено: 11 октябрь 2022 09:55 Автор:  

Правила дорожного движения в РФ допускают перевозку в автомобиле детей в возрасте до 11 лет только при наличии специальных детских удерживающих систем (ДУС). При этом, в правилах не указано, какими именно должны быть эти системы. Система должна соответствовать физическим параметрам ребенка 0 росту и весу (22.6 ПДД). При этом:

  • ДУС обязательна при перевозке детей до 6 лет;
  • детей 7-11 лет можно перевозить сзади с ремнями безопасности, а спереди – только в ДУС.

Любое нарушение этих требований должно подвергаться штрафным санкциям. Однако никаких ограничений по типу детских систем безопасности не подразумевается. Поэтому многие автолюбители приобретают недорогие бескаркасные кресла в расчете на то, что их достаточно для безопасности. Так ли это?

фото 1

Что такое бескаркасное автокресло?

Это удерживающая система, в конструкции которой не предусмотрен жесткий алюминиевый каркас. По сути, речь идет о «мягкой» версии автокресла, которая:

  • сшита из прочной ткани и комплектуется упругими уплотнителями (сиденье и спинка);
  • крепится в салоне специальными крепежными ремнями (к спинке штатного кресла);
  • удерживает ребенка на месте системой 5-точечных ремней безопасности.

Дополнительную фиксацию малыша на сиденье может также обеспечивать штатный ремень безопасности авто (имеется адаптер ремня). Защитные амортизирующие вставки обычно имеются в районе головы, таза и спины.

Как и другие виды ДУС, бескаркасные автокресла разделены на 4 возрастные (1, 2, 3) с учетом роста и веса ребенка, либо имеют совмещенные параметры (0/1 – 2/3).

Бескаркасные кресла универсальны (для всех возрастов), занимают минимум места, удобны в переноске и стоят существенно дешевле люлек, каркасных автокресел и бустеров. Однако есть и недостатки: отсутствует боковая защита (бортики на боках и в районе головы) и не всегда надежна фурнитура (особенно, пластик). То есть, при аварийной ситуации бескаркасное кресло не может принять на себя часть механических нагрузок, и не обеспечивает нужного уровня безопасности.  

Можно ли использовать бескаркасное детское автокресло?

Поскольку мягкая конструкция бескаркасного автокресла не способна полноценно защитить ребенка от травм во время ДТП, такая ДУС не должна быть допущена к эксплуатации. Однако, в ПДД нет никаких уточнений по этому поводу. Если соблюдены стандартные требования, претензий у сотрудников ГИБДД такая удерживающая система не вызовет.

Согласно 22.9 ПДД, удерживающая система должна:

  • соответствовать возрастным и физическим параметрам ребенка (стандартная группа 0+ 3);
  • использоваться для детей, которые способны сидеть самостоятельно (от 1 года);
  • устанавливаться в салоне правильно – против хода (до 2 лет) или по ходу (2-11 лет) движения авто.

Важное требование! Каждое бескаркасное кресло, как и прочие виды ДУС, должно соответствовать Техрегламенту безопасности ТС Р РС 018/2011, иметь сертификат ECE R44/04 (ЕЭК 44/04 или ГОСТ Р 41.44-05) и соответствующую маркировку на самом изделии.

Если есть сертификат и маркировка на самом бескаркасном кресле, ни один инспектор ГИБДД не имеет права предъявить вам претензии. Но обязательно должна соответствовать также возрастная/весовая категория изделия, кресло должно быть правильно установлено в салоне авто, а ребенку должно быть не менее одного года.

фото 2

Стандарты соответствия для бескаркасных ДУС

Таким образом, выбирая бескаркасное кресло для ребенка, автомобилист должен учитывать следующие обязательные условия:

  • ДУС должна иметь обязательный официальный сертификат соответствия стандарта ЕЭК ООН №44 (ECE R44/04), подлинность который можно проверить в Росстандарте;
  • продавец обязан выдать копию сертификата по первому требованию (лучше возить его с собой в машине);
  • на кресле должна быть обязательная типовая маркировка.

В сертификате должна содержаться обязательная информация: номер и срок действия документа, орган выдачи, бренд производителя, ссылки на соответствие стандартам. Маркировочная нашивка должна содержать следующие данные: допустимый вес ДУС, возрастную группу (1-3) и номер сертификата.

Чтобы исключить сомнения в оригинальности товара, вы можете проверить подлинность сертификата в базе данных Росстандарта. Необходимо вбить номер сертификата кресла в форму запроса, кликнуть «Найти» и дождаться, пока сервис сгенерирует вам отчет (статус документа, срок действия).

Важно! При остановке авто на дороге, инспектор может потребовать сертификат, но может и просто ограничиться проверкой маркировки на самом изделии. Поэтому нашивка на кресле должна быть обязательно!

И сертификат, и маркировочная нашивка подтверждают, что бескаркасное средство соответствует Техрегламенту и разрешено для эксплуатации в России. Отсутствие документов и маркировки – это повод для штрафа. Не сертифицированные и немаркированные автокресла являются небезопасными и запрещены для перевозки детей в РФ.

Штраф за бескаркасное автокресло: когда допускается

Сотрудники ГИБДД могут оштрафовать вас за перевозку ребенка в бескаркасном кресле согласно 3.12.23 КоАП, если:

  • у вас на руках нет сертификата на кресло;
  • сертификат поддельный или просроченный;
  • на кресле отсутствует маркировка стандарта ЕЭК ООН №44.

Если вы не сможете доказать, что бескаркасное кресло соответствует стандартам безопасности (техрегламент), вы будете оштрафованы на 3.000 рублей. Причем, штрафовать вас можно каждый раз, когда автомобиль будет остановлен автоинспекторами.

Важно! Бескаркасные кресла импортного производства признаны небезопасными. Их не производят и не маркируют единым знаком ECE R 44/04 с 2009 года. Старые экземпляры кресел могут нести маркировку ECE R 44/03, но она не соответствует современным требованиям безопасности. В ЕС они запрещены, в России к эксплуатации разрешены.

фото 3

Экспертное мнение - советы редакции

Если вы используете бескаркасное кресло для перевозки ребенка в автомобиле, всегда учитывайте следующие нюансы:

  • Такие удерживающие системы имеют невысокий уровень защиты, и перевозить в них маленьких детей нежелательно. Это оптимальная ДУС для детей, которым уже не обязательно детское кресло, но еще не разрешено ездить пристегнутыми обычным ремнем безопасности – 7-12 лет.
  • Обязательно проверяйте наличие у кресла адаптера, который необходим для дополнительного пристегивания ремнем безопасности – двойная защита не помешает, а адаптер упрощает регулировку ремней под физические параметры малышей.
  • Материал и надежность самого кресла и фурнитуры необходимо проверять при покупке. Пластиковые крепления могут не выдержать при резких механических нагрузках.
  • При покупке обязательно проверяйте маркировку на самом кресле и подлинность сертификата.
  • Возить сертификат на бескаркасное кресло и предъявлять его сотрудникам ГИБДД вы не обязаны – обязательно только предъявление маркировки на нашивке кресла. Если вам выпишут штраф из-за отсутствия сертификата при себе, вы можете его обжаловать в суде.
  • В России от вас могут не требовать сертификата на бескаркасное кресло, но при выезде за границу могут быть проблемы: там можно использовать только те ДУС, которые сертифицированы по ECE R 44/04.

фото 4

В заключении отметим, что использование бескаркасных кресел для перевозки детей в автомобиле не запрещено ПДД. Однако система удержания должна быть оригинальной, сертифицированной, соответствующей возрасту и физическим параметрам ребенка. В этом случае к вам не будет претензий со стороны ГИБДД.

Однако краш-тесты таких ДУС показали их сомнительную надежность, а отсутствие боковой защиты существенно увеличивает риск травмирования ребенка. Поэтому, если вы решили купить такую систему, лучше ограничить ее использование перевозкой взрослых детей (7-12 лет) на переднем сиденье авто, либо младших детей (1-7 лет) на заднем сиденье.

Читайте также

Три новые схемы автоподстав как быть и что делать

Будьте бдительны: новые схемы подставных ДТП, оплата проезда за бесплатную дорогу и это еще не все.

Подстава на дороге с резким торможением: что делать.

Злоумышленники стали использовать необычные устройства для угона автомобилей: какие они и можно ли от них защититься

«Выдра», «заноза», «тетрис» – немногие из вас слышали о таких необычных устройствах угона.

Утильсбор как камень преткновения для отечественного автопрома

«АвтоВАЗ» спорит с «Москвичом». Весь сыр-бор из-за утильсбора. 

Всем известно, что утильсбор платится со всех машин. Это своего рода защитная  мера, которую ввели, когда наша страна вступила в ВТО и была обязана понизить таможенные пошлины, которые теперь составляют 15%. 

Утильсбор берут со всех автомобилей, но компенсация идет именно местным производителям, причем с высокой степенью локализации. И это не какие-то возвращенные денежные средства, а серьезные субсидии производителям автомобилей на компенсацию части промышленных затрат.

Что делать если ПТС закончилось место для нового владельца

Паспорт транспортного средства – один из основных «автомобильных» документов, который всегда должен быть у водителя с собой и определяет фактическое право управления авто конкретным человеком. Одновременно этот документ отражает «историю» пользования машиной: в нем перечисляются все его владельцы и водители, допущенные к управлению.

Поэтому, покупая авто с рук, просто правильно «прочитайте» его ПТС, и получите массу полезной и важной информации. Как это сделать, и что несет информация в ПТС? Давайте разберемся в особенностях этого автодокумента.

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы