Как получить права на питбайк

обновлено: 11 октябрь 2022 09:46 Автор:  

Питбайк – популярный мини-мотоцикл в последние годы становится популярным видом личного транспорта, которым пользуются взрослые водители и подростки. При всех его преимуществах, он остается транспортным средством и достаточно опасен для своего владельца и других участников дорожного движения при неправильном управлении и несоблюдении ПДД.

Отсюда возникает масса вопросов, связанных с необходимостью получения водительских прав на управление питбайком, регистрацией в ГИБДД, правилами управления и ограничениями на езду по дорогам общего пользования. Что разрешено владельцам спортивных мини-мотоциклах, что запрещено, и нужно ли получать на него права, как на «взрослое» транспортное средство?

фото 1

Что такое питбайк?

Питбайки – это легкие и компактные кроссовые мотоциклы с высокой маневренностью и проходимостью. Обычно его без ограничений можно использовать райдерам любого возраста (взрослые и дети) на мотокроссовых полигонах во время спортивных соревнований.

 

Из преимуществ питбайков, специалисты уверенно отмечают:

  • небольшой вес и минимальные габариты;
  • хорошие скоростные характеристики;
  • высокая маневренность и надежная управляемость при езде по пересеченной местности;
  • огромный выбор моделей с широким диапазоном двигателей от 50 до 250 «кубиков»;
  • невысокая стоимость.

Благодаря своим характеристикам и конкурентным преимуществам питбайки часто используют для обучения азам управления и езды на «взрослых» мотоциклах. Для этого подбираются модели «кроссовиков» под каждого конкретного райдера – по размерам, массе, мощности движка, виду управления (городские, спортивные, подростковые).

Основной критерий выбора – кубатура ДВС питбайка:

  • до 50-110 кубиков – маломощные городские мотобайки для детей и подростков;  
  • до 125-144 кубиков – среднемощные спортивные мини-мотоциклы для подростков и взрослых райдеров;
  • 160-250 кубиков – мощные «внедорожные» машины для спортсменов и профессионалов.

Следует учесть, что детские модели с двигателями до 50 кубиков рассчитаны на детей в возрасте 9-12 лет. То есть, речь идет о моделях, которые не подпадают под понятие мотоцикла в ПДД и не требуют получение водительских прав?

Проблема в том, что питбайки, которые появились в России в последние 20 лет, действительно не соответствуют ни одной категории транспортных средств, и законодательство страны до сих пор никак не адаптировано под факт их существования и эксплуатации. Использовать их в РФ не запрещено, но что тогда обязательно, и что разрешено владельцам?

Нужно ли поучать водительские права?

В действующей редакции ПДД питбайк рассматривается как мопед (менее 50 «кубиков») или мотоцикл (более 50 «кубиков»). При такой трактовке питбайк:

  • должен считаться полноценным транспортным средством;
  • требует регистрации в ГИБДД;
  • обязывает получать водительские права (А, А1, М) на управление;
  • может ездить по автодорогам общего пользования;
  • доступен к управлению водителями в возрасте не младше 16 лет;
  • при нарушении ПДД может штрафоваться и помещаться на штрафстоянку.

В то же время, КоАП не трактует питбайк как полноценное транспортное средство. Следовательно, ограничений по возрасту для водителя нет, регистрировать мини-мотоцикл не нужно, водительские права не требуются, штрафы неприменимы (не требуется получать права – штрафовать нельзя по 12.1 КоАП).

Административный кодекс отсылает к ФЗ №196, согласно которому транспортным средством можно считать любое механическое/электрическое устройство, которое используется для перевозки людей или грузов по автодорогам. В паспорте любого питбайка же указано, что это – спортинвентарь для специального использования, который не предназначен ни для перевозок, ни для эксплуатации на дорогах.  

То есть, если питбайк – не транспортное средство, то его не нужно ни регистрировать в ГИБДД, ни получать на него права, а управление 16-летним возрастом не ограничено. Спортинвентарь не используется на автотрассах, а значит, не может быть оштрафован или помещен на штрафстоянку (не требует получение водительской категории).

Важно! Модель питбайка, кубатура двигателя, мощность и скоростные возможности в данном случае значения не имеют. Все модели этих кроссовых мини-мотоциклов не относятся к транспортным средствам, и водительские права на них не нужны.

фото 2

Регистрация питбайка в ГИБДД

В МРЭО ГИБДД регистрируются только транспортные средства, которые должны иметь объем двигателя более 50 см3, используются на дорогах для перевозки людей и грузов, и на которые необходимо иметь в ВУ открытую категорию.

Маломощные питбайки (менее 50 кубиков, скорость не более 50 км/час) автоматически не попадают в категорию регистрируемого транспорта – они просто не являются транспортным средством. На устройства с минимальной кубатурой не нужно получать водительские права, а в КоАП нет штрафов за отсутствие права на управление таким «аппаратом». Значит, эти модели по умолчанию не регистрируются.

Модели питбайков средней и высокой мощности (объем двигателя 125 – 250 см3) способны разгоняться до 100 км/час и условно должны быть отнесены к транспортным средствам, на которые необходима водительская категория и регистрация в ГИБДД.

Но проблема в документах! Чтобы поставить мотоцикл на учет, у него должен быть ПТС. Но питбайк – не мотоцикл, а спортинвентарь и Паспорт транспортного средства у него, естественно, отсутствует – есть сервисная книжка и гарантийный талон. Нет ПТС – регистрация невозможна.  

Таким образом, никакие регистрационные действия с питбайками любых моделей невозможны. Мощность двигателя и скоростные характеристики в этом случае не имеют значения.  

Где можно ездить на питбайке

Не следует, однако расслабляться: не являясь транспортным средством, питбайк имеет свои ограничения, за несоблюдение которых вы можете получить штраф ГИБДД. Речь, в первую очередь, о том, что использовать этот мини-мотоцикл (то есть, спортинвентарь) следует строго по назначению – для спортивных тренировок и кроссов на мотополигонах.

Управление питбайком, согласно ПДД, строго запрещается на:

  • автодорогах общего пользования;
  • городским улицам им трассам;
  • загородным асфальтированным дорогам;
  • проселочным утоптанным дорогам.

Поскольку ограничения касаются только «дорожного движения на всей территории РФ», то речь идет именно о дорогах. Передвижение на мини-мотоцикле по пересеченной местности, бездорожью и по неавтомобильным дорожкам допускается.

фото 3

Штраф за езду на питбайке

Есть ограничения – должны быть и штрафные санкции КоАП. Но для водителей, управляющих питбайками, штрафы в административном кодексе полностью отсутствуют! Именно по причине того, что питбайк – не транспортное средство, а спортивный инвентарь, который не имеет ПТС и не требует наличия водительских прав. Это - по закону.

 

Реальность выглядит менее идеальной. Во-первых, существует приках МВД №1001, согласно которому транспортное средство без ПТС не имеет права перемещаться по дорогам общего пользования. Питбайкам, таким образом, запрещено появляться на дорогах ни в городе, ни за городом.

Во-вторых, скоростной питбайк, не укомплектованный аварийными стопами и поворотниками, потенциально опасен для других участников дорожного движения. Следовательно, он всегда будет объектом пристального внимания со стороны сотрудников ГИБДД.

Но, из-за отсутствия внятного наказания для райдеров в КоАП, автоинспектор вынужден действовать по обстановке и выбирает наказание по своему усмотрению – в зависимости от ситуации. Вас могут оштрафовать по трем статьям:

  • Отсутствие права управления (1.12.7 КоАП) – 5-15.000 рублей.
  • Отсутствие ВУ (2.12.3 КоАП) – до 500 рублей.
  • Отсутствие регистрации на транспортное средство (1.12.1 КоАП).

Чаще всего инспектора выбирают первый вид наказания, последний – крайне редко. Но все эти штрафы незаконны с точки зрения того же КоАП (у питбайка нет ПТС) и могут обжаловаться в суде с высокой степенью благоприятного исхода. Но имейте в виду, что все это дорого и долго.

Можно ли всего этого избежать? Да. Оптимальный вариант, при котором вы не получите штраф – питбайк с мощностью до 50 см3, бумаги на мини-мотоцикл и водительское удостоверение в кармане.

Могут ли забрать питбайк на штрафстоянку

По закону не могут. Согласно статье 27.13 КоАП, штрафстоянка возможна как дополнительная (обеспечительная) мера, которая применяется вместе с другими штрафными санкциями.

Если же к питбайку, который не имеет ПТС и не является транспортным средством, не могут быть применены штрафы по статье 12 КоАП, то и штрафстоянка исключается. Более того, она незаконна!

В реальности автоинспектор может оштрафовать вас по одной из трех вышеперечисленных административных статей и отправить мини-байк на штрафстоянку до выяснения обстоятельств. Забрать его будет сложно – вы не можете предъявить обязательный ПТС. Поэтому придется обращаться в суд, а это время и деньги – за содержание питбайка на штрафстоянке все-равно придется заплатить.

фото 4

Экспертное мнение - советы редакции

Если вы решили обзавестись питбайком, учтите некоторые важные нюансы:

  • Водительское удостоверение на мини-мотоцикл не нужно, и ограничение на управление мотоциклом 16-летним возрастом тут не действует. Дети могут ездить на питбайках свободно, но только в пределах уже перечисленных ограничений и в специально отведенных для этого местах.
  • Если вас оштрафуют на дороге за отсутствие регистрации на питбайк и прав на его управление, обращайтесь сразу в суд за обжалованием решения автоинспектора (отсутствие состава правонарушения).
  • Получить ПТС на питбайк самостоятельно у вас не получится. Этот транспорт не обладает требуемой комплектацией, необходимыми средствами безопасности и характеристиками, которые требуются от полноценного транспортного средства. Все необходимое придется сначала установить на мини-мотоцикл – тогда есть шанс зарегистрировать его и получить паспорт транспортного средства. Но это дорого и долго.
  • Чтобы свести к минимуму вероятность штрафа за управление питбайком, лучше всего получить права категорий А, А1 или М. При себе в дороге лучше также иметь документы на сам мини-байк (ДКП, чек на покупку и т.д.).
  • Если вы занимаетесь спортивными мотогонками, можно попытаться получить паспорт спортивного мотоцикла – для этого нужно обратиться в свою спортивную федерацию (МФР и т.п.).

фото 5

В заключении отметим, что покупка питбайка – это не просто приятно, удобно и недорого, но и масса проблем из-за неотрегулированного законодательства в области использования кроссовых мини-мотоциклов. На сегодняшний день питбайки пока не отнесены ни к одной из категорий транспорта – они считаются спортивным инвентарем, который не требует регистрации в ГИБДД и получения водительских прав. Такие «аппараты» не могут быть оштрафованы по закону и отправлены на штрафстоянку, так как не имеют ПТС.

Однако этот транспорт не имеет права передвигаться по любым видам автомобильных дорог, может быть оштрафован за отсутствие документов и арестован на штрафстоянку до выяснения обстоятельств. Скорее всего, через суд вы сможете опротестовать штраф и забрать мини-байк со штрафстоянки, но тяжба будет долгой и затратной. Лучше водительские права с открытой категорией получить, чтобы сократить риск штрафных санкций.

Комментарии

  • 29 декабрь 2022 23:47 Gaxlona1@... написал : Ответить

    Спасибо дружище за ценную информацию.Этот сайт лучший сайт для изучения всего что связано с автомобилями

    Написать комментарий

     

    Читайте также

    Особенности пересдачи экзамена в ГАИ после лишения прав

    Лишение водительского удостоверения является распространенной формой наказания за административные нарушения ПДД и регламентировано несколькими статьями Кодекса об административных правонарушениях. В зависимости от тяжести проступка водителя, его могут лишить прав на сроки от 30 дней до 3 лет. По истечении срока наказания, гражданин имеет право вернуть себе пластик – для этого надо погасить все штрафы и в обязательном порядке пересдать теорию ПДД (32.6 КоАП).

    Правила проведения переэкзаменовки (ПП №1191 и №1097):

    • Заявление и пакет документов на пересдачу должно быть подано не позже, чем через месяц до завершения срока лишения (можно пробовать по истечении половины срока наказания по суду).
    • Экзамен сдается в любом отделении МРЭО ГИБДД в назначенный день.
    • Тестирование проводится на компьютере в течение 20 минут (4 блока тем – 20 вопросов).

    Идеальный результат: 100% правильных ответов. Однако если допущено не более 2 ошибочных ответов, экзаменуемому выдается еще 5 дополнительных заданий и по 5 минут на исправление каждого ошибочного ответа (тут ошибки исключены).

    Открываем категорию Е в правах

    До 2014 года водительская категория Е существовала, как отдельное разрешение на вождение крупногабаритных транспортных средств и автопоездов. Иметь водительское удостоверение с открытой категорией Е означало, что его владелец — водитель высшего класса.

    Однако в 2014 году категория была отменена в чистом виде и была разделена на несколько подкатегорий:

    • ВЕ — разрешение на вождение легковых авто массой до 3.5 тонн с прицепом (до 750 кг);
    • СЕ — разрешение на вождение автомобилей массой более 3.5 тонн с прицепом (750 - 3500 кг);
    • DE – разрешение на вождение автобусов, вместимостью более 8 человек с прицепом (сочлененные автобусы-»гармошки»).

    Требования к фотографии на водительское удостоверение

    Водительское удостоверение относится к категории документов, удостоверяющих личность гражданина. Поэтому к его оформлению есть четкий и строгий набор стандартных требований. Одно из таких требований — наличие фотографии владельца, которая также имеет свои стандарты, о чем желательно знать каждому водителю, получающему или обновляющему водительские права.

    Эксперты считают, что в 2023-м приобрести новую машину станет легче

    Эксперты считают, что в 2023-м приобрести новую машину станет легче

    На российском авторынке снижается неопределенность, значит, цены начнут стабилизироваться.

    Ремонт по ОСАГО с нами будут играть в пинг-понг

    Теперь еще и СТО против нас.

    Союз автосервисов РФ выпустил методические рекомендации для входящих в него СТО о том, как нужно отказывать клиентам в ремонте по ОСАГО. А то якобы клиенты все чаще приезжают туда в сопровождении автоюристов, чтобы не только произвести ремонт автомобиля, но и, пользуясь пробелами в законодательстве, заработать в судах на претензиях либо к страховой, либо к СТО.

    В России отзывают документы на автомобили из параллельного импорта

    В некоторых СМИ появилась информация, что теперь запрещено ездить на «параллельных» машинах.

    В 2022 году Росстандарт отозвал СБКТС у 10 автомобилей, которые были ввезены на территорию нашей страны физлицами, что автоматически привело к аннулированию электронных ПТС. Здесь сразу становится ясно, что машины вывели из эксплуатации и пользоваться ими уже нельзя. Какие же еще машины находятся в зоне риска и вообще можно что-то сделать, если отозвали документы?

    Незарегистрированный тюнинг нужно знать, за что может наказать ГИБДД

    Багажник, фаркоп, колеса побольше... -  за  это отнимут регистрацию

    Весной, как правило, у всех автовладельцев появляется желание прокачать свою машину, к примеру, для путешествия. Поэтому лучше знать, какие доработки можно легализовать в ГИБДД, а какие не получится.

    Хотите улучшить свою машину? Теперь почти все под запретом

    Три новые схемы автоподстав как быть и что делать

    Будьте бдительны: новые схемы подставных ДТП, оплата проезда за бесплатную дорогу и это еще не все.

    Подстава на дороге с резким торможением: что делать.