В больших городах, где постоянно растет число автомобилей на дорогах, а транспортный поток — все плотнее, все сильнее обостряется проблема беспрепятственного проезда по вызову карет Скорой помощи. Обычно автомобилисты, услышав сигнал, стремятся пропустить медиков как можно быстрее, но не всегда это можно сделать быстро и правильно, а иногда водителям просто некуда свернуть, чтобы освободить дорогу. 

Когда надо пропускать Скорую?

фото 1

Согласно ПДД, водители должны пропускать вперед спецавтомобили с красными и красно-синими маяками, а также звуковой сиреной (3.1). Такой светомаяк устанавливается на каретах Скорой помощи, что дает им право первоочередного проезда. 

То есть, ситуаций может быть несколько:

  • Если на Скорой одновременно включены проблесковый маячок и звуковой сигнал, водители обязаны уступить преимущественное право проезда (остановиться, съехать на обочину, свернуть, не трогаться с места и т. д.), а сама карета может не реагировать на сигналы светофора, если нет опасности дорожного движения;
  • Если включен маяк, но нет звукового сигнала, Скорая едет на вызов, но критической ситуации нет. Поэтому она не имеет преимущества перед другим транспортом и должна соблюдать ПДД на общих основаниях.  

Проблема в том, что четких правил пропуска карет Скорой помощи в ПДД не существует. Иногда пропустить ее просто некуда, особенно если машины стоят в пробке, движутся в очень плотном транспортном потоке или оказались зажатыми на узкой улице с припаркованными к обочине автомобилями. 

Важно понимать, что ранее применявшаяся формулировка «пропустить машину со спецсигналом» и нынешняя формула «уступить дорогу» - это не одно и то же. Если раньше водителям приходилось решать проблему пропуска любым способом, то сегодня их задача — предпринять любые действия, чтобы предоставить приоритет Скорой для проезда (п.3.2 ПДД). 

Автомобилисты должны сменить полосу, остановиться или не трогаться с места и прекратить маневры. При этом нельзя создавать аварийных ситуаций, превышать скорость, резко тормозить, подрезать, выезжать на перекрестки, пересекать встречку или разметку. 

Если в результате таких коллективных усилий участников дорожного движения, не удастся полностью расчистить путь для Скорой, то водители не будут оштрафованы: они сделали все, чтобы именно «уступить дорогу», не нарушая ПДД. В нынешнем городе с его сложными развязками, многочасовыми пробками, плотностью парковки, заторами и камерами видеофиксации на улицах и трассах — это актуальное и полезное уточнение в правилах.

Штраф за непропуск кареты скорой помощи

Изменились за последние годы и наказания за создание препятствий деятельности медиков Скорой помощи, едущей по срочному вызову. Если раньше статья 12.17 КоАП определяла штраф за сознательный отказ пропустить машину в 500 рублей, то сегодня цифра выросла в 10 раз (по 6.36 КоАП):

  • штраф за отказ пропустить карету составляет 5000 рублей (оплата в льготные 20 дней позволяет оплатить с 50%-ной скидкой) или лишение ВУ на 1 год;
  • штраф за нанесение вреда медицинскому работнику при исполнении — 40000 рублей или лишение свободы на 2 года;
  • штраф за злостное препятствование и непропуск Скорой, в результате чего умер пациент может составить до 80 тысяч рублей или до 4 лет лишения свободы (124 УК); 

Если непропуск кареты Скорой помощи не повлек за собой неприятных последствий для людей, а водитель ранее не привлекался за нарушения ПДД, суд может ограничиться устным предупреждением. 

фото 2

Пропуск других машин со спецсигналами

На дорогах и улицах России водителям могут встретиться автомобили с несколькими видами световых проблесковых сигналов:

  • синие и синие-красные — спецтранспорт, выполняющий срочные служебные задачи и имеющий приоритет при дорожном движении; 
  • белые — спецтранспорт по перевозке ценных и срочных грузов (привлекает внимание ГИБДД, но не дает приоритета на дороге);
  • желто-оранжевые — строительный, ремонтный, аварийно-ремонтный, эвакуационный, сопровождающий и крупногабаритный спецтранспорт (привлекает внимание участников дорожного движения, но не дает преимущества).

Таким образом, пропускать на дороге необходимо только автомобили с синими и синими/красными проблесковыми маяками, следующими в сопровождении звуковой сирены. 

 

 

  1. Скорая едет со включенным маячком, но без сирены, нужно ли уступить ей дорогу?

Нет, карета Скорой помощи требует внеочередного и беспрепятственного проезда только в том случае, если одновременно работает проблесковый синий-красный маячок и звуковой сигнал. Машина с маячком, но без сигнала, едет на некритичный вызов, обязана соблюдать стандартный режим движения и приоритета не имеет. Однако следует помнить, что в любой момент срочность и уровень опасности поездки к пациенту может измениться, и Скорая включит сигнал, после чего придется очень быстро освобождать ей дорогу. Лучше быть готовыми заранее.  

  1. Как уступить дорогу скорой, если поток машин плотный и нет возможности освободить проезжую часть. Может ли за это быть штраф?

Если уступить дорогу карете Скорой помощи нет никакой технической возможности, следует предпринять все усилия, чтобы быть готовым сделать это сразу же как только наступит такой момент. Если потом вас попытаются оштрафовать по результатам камер видеофиксации, вы сможете опротестовать штраф в ГИБДД или суде. Наказывается только сознательный отказ пропустить машину.

 

  1. Можно ли поехать за скорой минуя пробку на дороге?

Многие водители так и делают, тем более, что штраф за такие действия не предусмотрен. Но важно при этом не нарушать ПДД (Скорая может, например, ехать по обочине или по встречке) и не попасть на экипаж ГИБДД, который может двигаться за каретой в рамках акции по фиксации водителей, не пропускающих Скорую — могут и оштрафовать.

 

  1. Со скорой и полицией понятно. А вот нужно ли пропускать таким образом правительственные машины?

Пропускать обязательно нужно только автомобили, маркированные как служебные, и двигающиеся с синим или сине-красным проблесковым маячком и звуковой сиреной. Все остальные виды маячков используются только для привлечения внимания полиции или участников дорожного движения, но никакого приоритета не дают. Правительственные машины должны двигаться в сопровождении экипажа ДПС, который комплектуется синим маячком и звуковым сигналом. В этом случае — пропустить придется. 

 

фото 3

В заключении стоит отметить, что кареты «Скорой помощи» движутся по дорогам и улицам с правом приоритетного проезда не ради собственного удовольствия — они выполняют свои служебные обязанности, и от их скорости часто зависит жизнь человека. Поэтому этот спецтранспорт имеет синий (синий и красный) проблесковый маяк и звуковой сигнал. Если карета «летит» по улице с включенным световым и звуковым сигналом — вы обязаны уступить ей дорогу или создать максимально благоприятные условия для проезда вне очереди. 

Сознательный отказ пропустить Скорую помощь при исполнении — это серьезное правонарушение, за которое водитель может быть оштрафован на 5000 рублей и лишен прав на год. Если в результате упрямства автолюбителя умрет пациент — штраф вырастает до 80000 рублей и лишения свободы до 4 лет. Если же вы не смогли пропустить карету по объективным причинам (просто нет пространства для маневра), наказания, скорее всего, не последует, или вы сможете опротестовать штраф, выписанный по материалам камер видеофиксации.