История ОСАГО в России, похоже, изжила себя окончательно. В 2022 году натуральные компенсации упали до нуля и теперь пострадавшим в ДТП почти всегда выплачивают деньги. Спасает, если есть каско, но это страхование имеется только у меньшей части автомобилистов. Вопрос напрашивается сам собой: что теперь будет с самой массовой в России страховкой?

Бито-крыто: отдадим деньгами   

В принципе, негусто было еще год назад – страховщики сетовали, как трудно приходится с ремонтом:

  • ожидание запчастей растянулось до бесконечности;
  • сама их стоимость взлетела до небес.

Сейчас что у РСА, что у малых страховых компаний резоны те же:

  • проблемы с логистикой;
  • высокие цены, которые стремительно ползут вверх.

фото 1

По данным все того же РСА, в декабре 2022 года в 100% случаев по ОСАГО была выплачена именно компенсация в денежном эквиваленте (согласно прейскуранту). Ну а тем, кто все-таки добивается ремонта своего авто, предлагается на выбор либо увеличить срок ремонта, либо использовать б/у запчасти для его восстановления.

В одном дилерском центре, который ранее специализировался на авто немецких производителей, ясно обрисовали сложившуюся ситуацию:

«Если у вас европейский автомобиль, то шансы на ремонт практически сводятся к нулю. Оригинальных запчастей нет, сроки поставки – до 2 месяцев. Со страховыми компаниями мы не заключаем договора, поскольку за 30 дней ничего сделать не получится. Да и страховщики по той же самой причине к нам не направляют. Потому что никто не хочет налетать на штрафы».

Есть, конечно, автолюбители с позицией: «Вы обязаны – как хотите, так и вертитесь!». Такие обычно бегут жаловаться в надзорные органы или сразу судятся. За 2022 год таких жалоб поступило около 1500, причем большая часть из них пришлась с февраля по апрель. Потом, видимо, народ смирился – бери, что дают!

Ремонтные хлопоты

Один из автовладельцев немецкого кроссовера, пострадавшего в небольшом ДТП, которому требовалась замена бампера, рассказал: «Я подписывал со страховой компанией соглашение по срокам ремонта. Сначала мне настойчиво предлагали взять деньги, но моя машина находится на обслуживании у дилера. Как искать на «разборках» запчасти – я понятия не имею. А потом мастер рассчитал, что придется доплатить еще около 50 000. Поэтому выгоднее всего оказалось ждать. Авто отремонтировали лишь через три месяца».

Эту практику «по соглашению сторон» пытались узаконить, но безуспешно. Центробанк отвергал эту инициативу, поскольку именно в его компетенции находится наполнение ОСАГО и тарифная политика. Здесь позиция такова, что если сроки ремонта увеличатся, то в большинстве случаев в этот период невозможно будет пользоваться автомобилем. А из-за установки б/у запчастей страдает безопасность дорожного движения. Сами посудите – покупать на «разборке» тормоза очень рискованно.

Так что из этой ситуации есть только два выхода – снятие санкций, что поспособствует улучшению ситуации на рынке запчастей, или появление нового, желательно очень дешевого канала поставки.

Но таких позитивных новостей, похоже, ждать еще не скоро.