В 2012 году депутаты Госдумы приняли №78-ФЗ, обязывающий владельцев автотранспорта устанавливать тахографы с целью непрерывного мониторинга скорости и маршрута передвижения ТС, а также контроля за режимом труда и отдыха водителей. Его действие распространяется на ИП и юридических лиц, эксплуатирующих машины.

С начала 2017 года вступили в силу законодательные изменения, связанные с введением метрологической поверки оборудования.

фото 1

Сферы применения тахографа

Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:

  • скорость движения;

  • пробег;

  • маршрут следования;

  • время работы и отдыха водителя.

Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.

Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.

В перечень входят:

  • ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).

  • Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).

  • Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).

  • Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).

Важно! Правило обязательного наличия тахографического оборудования распространяется только на транспортные средства, которые эксплуатируются в России.  

В этом же документе приводится перечень видов ТС, для которых допустима езда без тахографа. Среди них троллейбусы, множество видов спецтехники (автокраны, пожарные автомобили, автолавки, инкассаторские машины и другие), транспорт оперативно-розыскных служб, машины, зарегистрированные в ВАИ, учебный и иной автотранспорт. Полный список доступен по ссылке http://base.garant.ru/70332054/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/.

Важно! С 1 июля 2016 года в России применяются только цифровые тахографы, включенные в официальный перечень Росавтотранса.

Возможные нарушения и штрафы
фото 2

В соответствии со ст. 11.23 КоАП в России введена административная ответственность за игнорирование правил эксплуатации описываемого оборудования. Она предусматривает штраф за отсутствие тахографа для физлиц в сумме от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей. К этому правонарушению приравнивается ситуация, когда самописец не работает, установлен просроченный по времени поверки или аналоговый прибор.

Законом предусмотрен выпуск карточки водителя, которая изготавливается в пластиковом формате с микрочипом. Она необходима для проведения идентификации шофера и позволяет считывать записанные сведения с тахографа. Полученная информация может использоваться в качестве юридического доказательства во время судебного разбирательства.

Сегодня актуальны два вида карточек:

  • СКЗИ (обязательны для ТС с массой более 3,5 тонны);

  • ЕСТР (с международным сертификатом соответствия).

Чтобы избежать наказания, необходимо иметь при себе действующую карту (выдается на 3 года). Она должна быть совместима с установленным на борту прибором и работать корректно. При отсутствии карты либо выявлении указанных фактов (например, тахограф неисправен) выписывается штраф на должностное или физическое лицо. Сумма взыскания аналогична той, которая установлена за отсутствие прибора.

Важно! При наличии доказательств поломки или утери карты в рейсе водитель может быть освобожден от ответственности.

фото 3

Приказ № 273 Минтранса (п. 6, раздел 2) сообщает о необходимости калибровки прибора. Она требуется в том случае, если производитель тахографа прямо указывает на это, описывая перечень действий по его установке (некоторые модели делают это автоматически). Проводить калибровку требуется каждые 3 года. Об этом говорит п. 12 того же Приказа.

КоАП не предусматривает ответственность за просроченную или неправильно выполненную калибровку. Соответственно, штраф возможен только тогда, когда нарушения при выполнении процедуры (или ее невыполнение) привели к проблемам в работе устройства.

Кто имеет право проверять тахографы?

Полномочиями для проверки факта установки и правильности эксплуатации контролирующих устройств обладают сотрудники ГИБДД и представители Ространснадзора. Они могут выписать штраф за тахограф.

В первую очередь ими определяется, имела ли место езда без прибора и соответствует ли оборудование всем предъявляемым требованиям. Затем устанавливаются/исключаются нарушения, связанные с соблюдением режима труда и отдыха (ч. 2 ст. 11.23 КоАП).

Уполномоченные сотрудники вправе выполнять следующие действия:

  • осуществлять визуальный осмотр приборов;

  • знакомиться с распечатками данных;

  • просматривать сведения на экране тахографа;

  • просить предъявить водительскую карточку;

  • осуществлять считывание информации из памяти прибора с целью анализа в специализированном программном комплексе.

Порядок использования тахографа

Согласно правилам использования тахографических устройств, утвержденных приказом Минтранса № 55 от 13.02.2013, применение бортовых самописцев допускается:

  • водителями;

  • контролерами;

  • транспортными компаниями.

На ТС устанавливается и активируется один прибор. Вместе с ним применяется исключительно один блок СКЗИ (необходим для записи и шифрования некорректируемых данных).

фото 4

Перед стартом водитель должен вставить тахокарту в слот прибора и указать PIN-код. Затем по запросу устройства в ручном режиме ввести информацию о своей деятельности и обозначить наименование места, где начинается работа. В случае игнорирования этого требования сведения будут установлены и зарегистрированы автоматически.

По истечении смены или рабочего дня водитель должен подтвердить завершение деятельности и указать название места, в котором он находится. Категорически запрещено препятствовать записи данных тахографом, вносить любые изменения в них, заниматься уничтожением хранящихся сведений и их распечаток.

Введение обязательного тахографического контроля продиктовано благими намерениями. Правильная эксплуатация бортовых самописцев повысит безопасность на дорогах и поможет спасти не одну человеческую жизнь.