Тонировка стекол в авто — один из популярных видов тюнинга частных транспортных средств, и одновременно, одно из «любимых» нарушений, за которые ГИБДД штрафует автомобилистов чаще всего. Основная причина штрафов — законодательство о тонировке, которое действует в России с 2010 года. Что это такое, и что нужно знать каждому владельцу машины, который задумывается над ее тонировкой?

Что такое тонировка?

фото 1

В мире не существует единого понимания тонировки автостекол, и законодательство в разных странах по ее поводу имеет значительные различия. В Европе к ней относятся более или менее лояльно, а в США, на жарком Ближнем Востоке и солнечном Кавказе, например, даже приветствуют — тонировка снижает нагрев салона, сокращая использование кондиционеров и вредное воздействие на окружающую среду.

В России принято относиться к тонированных стеклам авто агрессивно: снижение светопропускающей способности стекла, по мнению ГИБДД, сокращает нормальный обзор дорожной ситуации для водителя и мешает другим автомобилистам видеть обстановку на дистанции.

Что же такое тонировка, и почему отношение к ней настолько неоднозначно? Тонирование стекол автомобиля может быть двух типов: заводское и любительское. Заводское — относительно безопасно, так как на автозаводах есть специальный контроль за уровнем светопропускной способности стекла (данные тестирования указываются в паспорте авто). Кроме того, автопроизводители обычно тонируют только заднюю обзорную полусферу автомобиля — заднее стекло и стекла задних боковых дверей (иногда также верхнюю кромку лобового стекла), чего достаточно для снижения воздействия солнечных лучей.  

Однако некоторым автовладельцам недостаточно таких светофильтров и они используют дополнительную тонировку. Способов тонирования стекол несколько:

  • напыление полимера или металла на стекло изнутри (стационарное неудаляемое тонирование — нужно менять стекла);
  • оклейка стекол полимерной колорированной съемной пленкой.

Главная проблема самостоятельной тонировки — отсутствие контроля над уровнем светопропускания стекол, в результате чего соблюсти установленный ГОСТ практически невозможно. Естественно, реакция ГИБДД однозначна: если не соблюдены стандарты, то управление таким авто создает опасность на дороге. Отсюда — высокие штрафы.

Законодательство по тонировке автостекол в России

Основанием для претензий автоинспекторов является «закон о тонировке», который определяет допустимый уровень «затемнения» автостекол, формулирует нормы ГОСТ и оговаривает места допустимого тонирования. Однако не все так однозначно.

До 2010 года вообще не существовало никаких законодательных ограничений по тонировке. Единственным критерием был ГОСТ по светопропускающей способности автостекла, утвержденный еще в 1988 году. При этом, ограничений по задним стеклам не было вообще, а ГОСТ определял уровень «затемнения» только лобового и передних боковых стекол. В 2010 году был принят ФЗ№175, внесший изменения в КоАП России в отношении наказания водителей за излишнюю тонировку.

То есть, законодательство о тонировке на сегодняшний день — это всего лишь статья 12.5 КоАП России (ч.3.1), уточняющая запрет на эксплуатацию авто с тонированными пленкой стеклами, уровень светопропускания которых не соответствует Техническому регламенту о безопасности ТС. Эта же статья определяет размер штрафа за нарушение ГОСТ — 500 рублей. При своевременной оплате штрафа полагается 50% скидка.

Технический регламент (Приложение №8, п. 7.3), на который ссылается «административный» кодекс, устанавливает следующие стандарты:

  • светопропускная способность автостекол установлена на уровне 70-75% от любого источника освещения;
  • ограничения по тонировке установлены только к передним стеклам авто (тонировать задние стекла можно без ограничений при наличии обоих боковых зеркал);
  • лобовое стекло тонировать полностью запрещено (должно пропускать не менее 75% света);
  • тонировка передних боковых стекол, не нарушающая требования регламента, допускается (не менее более, чем на 30%);
  • запрещено тонировать автостекла материалами с эффектом зеркального отражения (Техрегламент Таможенного союза).

С 2010 года изменения в законодательные требования вносились ежегодно, но принципиального «прорыва» пока не произошло — КоАП отсылает к Техрегламенту, а тот  опирается на ГОСТ 32565-2013 и 33988-2016 (п.2.14). Но эта «стабильная» ситуация может измениться.

Сегодня на рассмотрении Госдумы РФ находится целый пакет поправок в КоАП, который может существенно изменить требования к тонировке и внушительно увеличить штрафные санкции за их несоблюдение. В частности, предлагается увеличить штрафы за неправильную тонировку с 500 до 1500 рублей, а при повторном нарушении — до 5000 рублей (сейчас повторного нарушения в этой сфере не существует).

Естественно, эти новшества будут непопулярны у автомобилистов, поэтому принятие закона постоянно откладывается. Предположительно, он все же будет принят в 2021 году.

Проверка тонировки

фото 2

Если внешне тонировка вашего авто соответствует требованиям (лобовое — без тонировки, передние боковые — чуть тонированы), оштрафовать вас можно только за то, что уровень имеющейся тонировки не соответствует принятым стандартам. Следовательно, инспектор ГИБДД, остановивший вас на дороге из-за тонированных стекол обязан обязательно проверить тонировку, и предъявить результаты проверки вам в качестве доказательства законности штрафа.

Для выполнения проверки уровня тонировки автостекол у автоинспектора должны быть специализированные сертифицированные тестеры (имеете право на осмотр прибора, изучение сертификата и целостности пломб). Показания заносятся в протокол.

Важно! Уровень светопропускания автостекол должен сохраняться в пределах нормы при определенных условия (влажность воздуха 40-80%, атмосферное давление — 86-106 кПа). Однако в Техрегламенте нет четких требований к внешним условиям, поэтому инспекторы могут провести замеры при любой освещенности и состоянии окружающей среды (дождь, снег, туман), и суд признает законность их действий.

Если вы несогласны с результатами проверки, у вас есть право повторить тестирование тонировки в присутствии двух понятых. Также у вас есть право на обжалование результатов проверки, если вы изначально знаете светопропускную способность нанесенных на стекла пленок (если документы, например).

Вопрос, должны ли вы на месте удалять тонировку взамен отказа инспектора от штрафа — спорен: нарушение зафиксировано и должно быть устранено в течение 10 дней, а штраф должен быть обязательным. На практике же, сотрудники ГИБДД могут потребовать удалить тонировку на месте и ограничиться предупреждением.

  1. Будут ли изменения в законодательстве касаемо тонировки в 2021 году?

В планах Госдумы РФ в 2021 году принять новый пакет поправок в КоАП, касающихся тонировки автостекол, обновления ГОСТ и увеличения штрафов за нарушение Техрегламента безопасности. Это не будет кардинально новое законодательство — это только поправки и обновления, соответствующие современному уровню развития техники и степени безопасности дорожного движения.

  1. Могу ли я затонировать передние боковые стёлка «наглухо»?

Согласно действующему ГОСТу, тонировка передних боковых стекол в авто должна обеспечивать до 70% светопропускной способности стеклянных поверхностей. Тонировать наглухо стекла передней полусферы авто — категорически запрещено. Это допустимо для задних стекол, но при наличии обоих внешних зеркал заднего обзора. Если не выполнять эти требования — вас ждет штраф.

  1. Какой штраф за тонировку лобового стекла?

Лобовое стекло, согласно действующему ГОСТ, должно пропускать не менее 75% света. Тонировать авто спереди запрещено. Если нарушить это требование, вам придется заплатить штраф — 500 рублей (3.1 статьи 12.5 КоАП).

  1. Как получить разрешение на тонировку всех стёкол авто?

Тонировка всех стекол авто в России запрещена — они должны быть «чистыми» на 85%. Тонировать максимально можно заднее и задние боковые стекла авто (при наличии боковых зеркал). Передние боковые стекла можно тонировать так, чтобы они пропускали до 70% света. Тонировать лобовое стекло запрещено — оно должно пропускать не менее 75% света.

фото 3

В заключении следует отметить, что специального закона о тонировке не существует. ГИБДД руководствуется статьями штрафов за неправильную тонировку КоАП, который опирается на Техрегламент безопасности и ГОСТ светопропускной способности автостекол. Стекла передней полусферы должны пропускать не менее 70% света — штрафы касаются именно нарушений их тонировки. Задняя полусфера может тонироваться без ограничений, но при наличии зеркал заднего обзора.

В случае, если вы не соблюдаете требования к тонировке, вас оштрафует на 500 рублей первый же инспектор ГИБДД, который встретится вам на дороге. Чтобы выписать штраф, он должен провести проверку светопропускания лобового и передних боковых стекол авто, а результаты отразить в протоколе. Если вы не согласны со штрафом, можно обжаловать его в судебном порядке.